Шалом, друзья!
Хотите верьте, хотите нет, но ещё одна неделя промелькнула в нашей жизни. Чем она была наполнена? Есть еврейская традиция – собираться в пятницу вечером всей семьёй за столом и вспоминать о прошедшей неделе. Для других и для себя. В нормальных семьях – это одно и то же. Анализируются дела, поступки, события... При выключенном телевизоре, при мерцающих свечах. Можно ли себе представить более правильный подход к нравственной организации нашей жизни? И не только нравственной. Воспитательная, педагогическая, социальная функции изначально заложены в еврейской Субботе. Она же укрепляет семью, подогревает чувства между супругами. Кстати, Традиция предписывает в Шаббат обязательно заниматься сексом. Причём, секс в Субботу, утверждают многие, намного впечатлительней, чем в обыденные дни. Психология? Да, наверное, но и это, оказывается, учла Традиция. Я рассказывал как-то на Ликбезе о моих впечатлениях от проведения Шаббатов в Израиле, о том, как я завидовал умению людей, которых я там видел, у которых гостил, отделять седьмой день недели от шести будней. Умению остановить суету на 24 часа. Заниматься только семьёй, духовностью, медитацией. Учиться и учиться нам этому, и всё равно не научимся. Но хотя бы станем на такой путь. Этому способствуют наши коллективные Шаббаты. Завтра один из них. Конечно, в большом коллективе не может быть того очарования, которое несёт с собой семейный Шаббат, но что делать, если у нас ещё нет навыков празднования этого дня? Будем отмечать его вместе – коллектив в свою очередь тоже таит в себе свои прелести.
Служба начнётся завтра в 18 часов. Я в воскресенье проделал за рулём автомобиля путь в Билефельд и обратно, и могу сказать, что очень нелегко приходится нашему кантору, Ювалю Адаму, когда он приехжает в Оберхаузен. Тем обиднее, когда количество присутствующих бывает невелико. Не говоря уже о том, что эти визиты связаны с расходами, которые несёт Союз Прогрессивных Евреев Германии. Поэтому призываю вас, друзья, прийти завтра на Шаббат – не думаю, что об этом можно пожалеть. А чего жалеть? – прекрасные еврейские литургические песни, общее застолье, разговоры... Мы не отойдём от традиции и тоже завтра вспомним, чем было ддля нас заполнено время от шаббата до Шаббата.
Наверное, Юваль упомянет о недельной главе. На сей раз она
Тазриа
В ней много интересных вещей, я же упомяну лишь о том, что здесь подробно говорится о заповеди обрезания, которое должно производиться на 8-й день. (Не отсюда ли русская поговорка насчёт того, что 7 раз нужно отмерять и лишь потом отрезать?). Если без шуток, то 8-й день выбран потому, что ребёнок должен хоть чуть окрепнуть, чтобы пережить эту, как ни крути, а всё-такиоперацию. Кроме того, ребёнок должен пережить хотя бы один Шаббат, чья святость согреет малыша.
Обряд обрезания существует у евреев 3700 лет, и все эти века велись и ведутся споры о нём. Пусть ведутся – этот громадный по продолжительности еврейский опыт давно доказал все преимущества отделения крайней плоти: и гигиенические, и сексуальные, и медицинские... Обо всём уже давно переговорено, но вот одна проблема, связанная с этим обрядом, до сих пор будоражит умы и не только антисемитские, которые готовы критиковать всё, что исходит от евреев. А проблема вот в чём: человек – высшее творение Бога, природы, это уж как кому угодно. Так зачем нужно совершенствовать совершенное? Зачем рождается мужчина с крайней плотью, если после рождения лучше её отсекать? Значит, Бог (или природа) создали несовершенное? По поводу этого спора, рав Акива ещё более 2000 лет назад в споре с римским наместников утверждал, что деяния человека превыше деяний человека. И на недоверчивую усмешку собеседника спросил: «Что совершеннее: зерно или хлеб?».
- Конечно, хлеб, - последовал ответ. - Вот видишь, —сказал р. Акива, — ты сам говоришь, что изделие человеческое совершеннее, чем изделие Создателя. Он предоставил человеку улучшить зерно; чтобы оно стало хлебом, его надо смолоть, замесить и испечь. Так что, делая ребенку обрезание, мы улучшаем творение Создателя.
Дальше он опровергал следующий аргумент: почему Бог сразу не создал мальчиков без крайней плоти? Делал рав Акива это очень логично и точно. Мы будем более подробно об этом говорить на Ликбезе. Как и о многом другом, что содержит в себе Тора.
Ликбез будет, как всегда, в воскресенье в 15 часов. А сразу после него пройдёт встреча в Литературном салоне. На сей раз она будет посвящена бардовской песне, её поэтической части. Хотя как отделить в песнях музыку от поэзии? Тем более в авторской песне. Начало в 16.30. Помимо расскза будут звучать и песни под гитару.
Но чего это я начал с воскресенья? Раз так получилось, пойдём назад. В субботу пройдёт эксурсия в по Дюссельдорфу.. Сбор в столице у расписания центрального вокзала в 10 часов. Елена Банд специально выбирает маршруты и программы, которые не слишком опустошают карманы экскурсантов.
Ну, вроде, всё. Хотя нет, на предстоящей неделе - День независимости Израиля. Страны, чья судьба представляет собой самое настоящее чудо. От факта её создания и победы в войне против арабских стран, напавших в день объявления независимости и до экономических успехов современного Израиля, занимающего первое место в мире по надоям молока и количеству хлопка с одного гектара, второе место по производству корнеплодов и третье по яйценоскости и цитрусовым. Почему я при этом говорю о чуде? Потому что половину территории Израиля занимают пустыни. Потому что в Стране огромный недостаток воды. Потому что всего 3,5 процента населения занимается сельским хозяйством. Потому что Израиль тратит огромные деньги на оборону. Пусть живёт и процветает еврейское Государство, которому исполняется всекго 61 год!
Очевидно, ко Дню Независимсоти Израиля немецкое телевидение покажет на еврейские темы больше обычного. Вот что прислала Карин:
Восресенье, 26 апреля ARD 23.35 «Geh hin und lebe». Французский фильм об эфиопских детях в Израиле.
28 апреля, вторник, WDR 0.00 «Jazzline. The Klezmatics».
ARTE 3.00 «Jerusalem, eine Stadt, drei Welten».
30 апреля, четверг, ARTE 14.45 «Mein kleines Jerusalem» Французский художественный фильм.
22.30: Amoz Oz «Mit dem Schriftsteller durch
Israel». Документальный фильм.
Ну и во вторник 28 апреля русский фильм по 3-sat в 22.55 с субтитрами:»Die einfachen Dinge».
Кстати, я вспомнил о том, что на прошлой неделе рекомендовал, вернее, информировал, о концерте еврейской музыки исполнителей из Киля. К сожалению, никто этой возможностью не воспользовался. Я имею в виду, никто из наших. Но уютный зал бывшей кнайпы был переполнен местными, которые любят еврейскую музыку. Они не пожалели, что пришли сюда в этот вечер. Я пожалел, что никого нет из наших. Группа из Киля (по-моему, там не было ни одного еврея) представила великолепные аранжировки известных и неизвестных мне песен на идиш. Был очень приятный вечер. Надеюсь и завтрашний у нас на Шаббате окажется таким же. Я забыл сказать, что к нам собираются прийти несколько немцев, не говорящих по-русски. Чтобы не получилось так, что им еврейская жизнь интереснее, чем нам. И чтобы в конце концов их не стало на наших Шаббатах больше, чем нас. Как на концерте клезмерской музыки.
До завтра! Надеюсь, что многим из вас смогу завтра сказать: «Шаббат шалом!» А тем, кто не сможет прийти, тоже желаю мирной Субботы»
Ваш Л. Ш.
П. С. В прошлый раз, я знаю, не все заявленные файлы дошли до вас. Борис Штатланд, осуществляющий нашу рассылку, открепил один файл, поскольку массив письма оказался неподъёмным. Учтём на будущее, не будем такими жадными в желании объять необъятное.
Keine Kommentare:
Kommentar veröffentlichen