Donnerstag, 8. Oktober 2009

Симхат Тора,

Шалом, друзья!

Мои еженедельные письма привязаны к главам Торы. И вот наступает Суббота, когда будет читаться последний отрывок из Книги книг и сразу же первый. Завершился годовой круг, примерно. тритысячивосьмисотый от начала еврейской истории. Точно, наверное, подсчитать можно, и это, конечно, сделано, но мне точная цифра возраста еврейства  неизвестна. И какая разница: пятьдесят или сто лет туда-сюда на фоне почти четырёх тысячелетий не так уж важны. Конечно, это срок жизни одного человека, если считать сегодняшними мерками. Тогда же, в библейские времена, человеческая жизнь была длиннее нашей. Первый человек, которого называли евреем (иври), Авраам, прожил больше 175 лет. С него начался иудаизм, мировоззрение, которое оказало и продолжает оказывать влияние на всю цивилизацию. Взгляды Авраама совершенствовались все эти почти четыре тысячи лет. Еврейские мудрецы отшлифовывали их бесконечно долго, и они дошли до нас в совершенном виде. Но в том-то и сила иудаизма, что это совершенство предполагает саморегуляцию, ведущую к совершенству нового,  другого качества. Либеральный иудаизм и является доказательством этой саморегуляции и этого совершенства. И процесс продолжается. Он всегда базируется на Торе, Письменной и Устной. И если Письменная в какой-то мере догматична, хотя всё равно один и тот же текст воспринимается каждый год на новом уровне – витке, то Устная Тора безгранична не только в своей глубине, но и широте. «Нет ей конца» - определили мудрецы.

О том, что она – учебник жизни давно известно. По мере сил мы убеждаемся в этом на наших встречах в «Еврейском ликбезе». И вот интересная штука – вся жизнь еврея (и еврейки, конечно) это вечный ликбез. Когда мы говорим об еврейских интеллектуальных успехах, количестве Лауреатов Нобелевской премии и прочих подтверждениях прочного присутствия евреев в мире, мы ищем разные причины феномену нашего народа, но о главной забываем. А это система познания мира, и в первую очередь, фигуры в его центре, человека разумного. Ну раз умного, то, значит, придумавшего эту бесперебойную систему, давшую сбои на советских евреях. И хотя сбои обидны, но система в целом работает и именно она ответственна за наши глобальные успехи. Ну скажите, какое ещё мировоззрение заставило всех мальчиков обучаться 4 года в школе?! И это две тысячи лет назад(!!!). Я всегда сравниваю это обязательное начальное образование с ликвидацией безграмотности (Ликбез) в Советском Союзе в середине 20-х годов. Я и теперь по долгу службы сталкиваюсь с массой людей, не умеющих ни читать, ни писать. Курсы немецкого языка постепено превращаются в курсы немецких букв. И это в начале 21-го века от Рождества Христа, во времена которого у евреев уже было это обязательное образование. И к тому времени уже тысячи лет существовала обязанность отцов обучать Торе детей. Причём с того возраста, когда ребёнок начинает разговаривать. И первое, что он учил, была молитва «Шма, Исраэль...» (Слушай, Израиль...)

Я хочу быть правильно понятым: я не кичусь нашими достижениями, я пытаюсь объяснить природу их происхождения. Помню, слышал упрёк: «У тебя всё еврейское – лучшее». Ну, если отбросить слово «всё», то я соглашусь с этим мнением. Я утверждаю, что еврейское мировоззрение и вправду лучшее. Если б это было не так, то я, наверное, присоединился бы к другому, лучшему. Но мне повезо – я родился в том народе, которому удалось придумать лучшее. Ведь если есть несколько, то обязательно их можно сравнивать и определять лучшее. Так почему не наше? Конечно, я не утверждаю, что еврейские взгляды «перекрыли» все философские учения, конечно же, нет. Но если говорить о цельной системе, то повторю: «Да, еврейский взгляд на мир самый реалистичный, привлекательный и жизнеспособный!». Для меня, по-крайней мере. И если бы я так искренне не считал, то и не говорил бы.

Но раз уж заговорил о других взглядах, то есть других народах, то не могу не сказать, что предстоящий праздник – самый удобный повод продлить эту тему. Хотя бы потому что в день праздника Шмини ацерет (накануне Симхат Торы) говорится молитва о благополучии всех народов мира. Отмуечу, что в отличие от других религий, иудаизм относится к другим народам очень уважительно и не счиатет их преступными. Мы не утверждаем, что к истине можно прийти только через Христа или Магомета. Наоборот, мы говорим, что в любом народе, в любой расе есть праведники – это не зависит о вероисповедания, а только от моральных качеств человека. Ещё на заре цивилизации мы распространили 7 заповедей на все народы, которые были тогда поголовно язычниками. Среди этих заповедей были такие, как не убивать, не воровать, не заниматься кровосмешением, не есть части живого животного, например, раненого, и, может быть, самое главное – устраивать справедливый суд.

Наше уважение к другим взглядам и народам выражается и в том, что мы не занимаемся миссионированием. В отличие от тех, кто заставлял и заставляет нас испытывать эту «любовь»: нас всегда тянули от своего мировоззрения и продолжают делать и теперь.

Но для этого и существует наш «Ликбез», чтобы евреи нашей округи могли получше узнать свои истоки, фундаментом которых является Тора. Мы будем продолжать знакомство с ней в ближайшие месяцы.

А на встрече в это воскресенье (15 часов) мы опять будем говорить о ней. Тору еврейская Традиция называет солнцем, а евреев – луной, которая светит только отражённым солнечным светом. У многих из тех, кто приходит на «Ликбез» уже получается отражение Торы - солнышка.

Кроме того, мы отметим праздник

Симхат Тора,

приходящийся как раз на этот день. Это будет, так сказать, открытое занятие «Ликбеза». Мы приглашаем на этот праздник всех желающих.

После того, как мы отведаем вино со сладостями, состоится встреча в киноклубе. На сей раз будет совершенно новая форма. Мы с Инной Альперович, ведущей клуба, согласились, что очень обидно бывает, когда один из двух предложенных фильмов остаётся за бортом зрительского внимания – правило наше бессменно: из двух выбирается лишь один фильм. Но чтобы не было мучительно больно за бесцельно принесённый фильм, решено, что те фильмы, которые не попали в показ, так как не были выбраны зрителями, будут участвовать в новом отборе, и всё-таки будут иметь возможность быть показанными. Так что приходите на «дополнительное» заседание клуба – удовольствие гарантируем.

Передайте, пожалуйста, эту информацию вашим родным, друзьям, знакомым... Как вы знаете, «Делет» ещё не вышел – на это есть объективные причины, которые в дальнейшем легко могут стать субъективными. Газету спрашивают, но нам нечего пока дать. Поэтому информация об открытом занятии на «Ликбезе», «стакане вина» на праздновании Симхат Торы и киноклубе надо бы передать по «цыганской почте», которая хоть и сменена теперь интернетом, но всё равно ещё действенна.

Что касается встречи «При свечах», которая пройдёт в пятницу в 17.30, то о ней можете не сообщать – все знают. Надо не сообщать, а приходить. Без стеснения и церемоний – там все свои!

Что ещё? Ремонт наш продвигается потихоньку. Пока всё идёт по плану. Правда не по срокам, но приложим все силы, чтобы успеть. Иначе придётся приспросабливаться к обстоятельствам. Что будет неудобно. Ближайший праздник в декабре – я уверен, что мы будем его праздновать в новом помещении. Очень верю, что оно получится уютным. По-крайней мере, «строительная бригада» всё для этого делает. Хотя до уюта ещё очень далеко – он пока даже не снится.

Да, ещё одна мысль: поскольку перезжать нам будет нелегко, просим вас, друзья, массово записаться в библиотеку, взять книги почитать, а вернуть их уже в новом помещении. Таким образом, вы облегчите нам перезд. Можете ещё стулья и столы взять напрокат, а вернуть потом. Шкафы на пару недель никому не нужны? А станок, печатающий нашу газету? Правда, он тяжёлый.

На этом закончу. Пошутили и хватит. Хотя насчёт записи в библитотеку я говорил серьёзно. Приходите – она для вас! По понедельнкникам и четвергам.

Осталось пожелать всем вам, дорогие, хороших и полезных выходных!

Ваш Л. Ш.

Keine Kommentare: