Freitag, 30. Oktober 2009

Лех Леха

Друзья, шалом!

Ещё одна неделя пронеслась, пролетела, проскакала, промчалась, промелькнула... какие ещё есть русские слова, передающие бег времени? В поисках синонимов я заглянул даже в словарь лагерно-блатных выражений, но там ничего не отыскалось. Очевидно, потому, что там, в лагере, время тянется мучительно медленно. А у нас оно летит. Всё относительно: не помню, кто из афористов сказал, что время тянется по-разному – всё зависит от того, с какой стороны двери туалета вы находитесь. Так вот, мы с той стороны, где время летит, мчится, скачет...  С нашей стороны двери идёт ремонт нового помещения, готовятся различные мероприятия, пишутся какие-то письма, идут заседания, проходят споры... С нашей стороны некогда вздохнуть. Никак не доберусь до подготовки русской версии «Делета» - поначалу не было понятнно, где мы, и это было определяющим в её невыпуске. Теперь, когда мы знаем, что мы ещё в ноябре можем находиться в старом помещении, нет никакого времени на газету. А на работе, как я поступал прежде, отпуск на пару дней пока взять не могу – там тоже ещё та сторона двери!

Вот и приходится сдерживать проведение мероприятий, а о тех, что проходят, оповещать при помощи цыганской почты, то бишь интернета. Впрочем, часть наших мероприятий вы уже знаете наизусть. Тем не менее, повторю их.

В пятницу встреча «При свечах». Как всегда. В 17.30. Хотя Европа уже перешла на зимнее время, мы ещё будем встречаться в пол-шестого. На последней встрече помимо света свечей пришлось включить электрическое освещение, и не только потому, что надо было читать тексты песен, которые мы учим, как-то очень темно оказалось. Но теперь стрелки часов передвинуты на зимнее время, поглядим, сможем ли обойтись только свечами.

 В субботу у нас, напоминаю, русская школа. Я уже писал о необходимости нахождения наших детей в среде русского языка. И мнение о том, что достаточно общения на русском только в семье, явно ошибочно. Я полагаю, что те родители, бабушки и дедушки, которые водят детей в русскую школу на физкультуру, танцы, пение, рисование и общеее эстетическое развитие, как и те родители, что не водят, рано или поздно смогут убедиться в моей правоте. Только школа может дать не только знание родного языка старшего поколения, но и чувство принадлежности к группе выходцев из страны великой культуры и литературы. Короче, в 10 часов начинается школа. Всем новеньким обращаться к Ирине Антоновне – она завуч школы и её мотор.

Опять же в субботу в 16 часов пройдёт встреча для «предков» наших детей – им нужен не русский, а наоборот, немецкий. И в его изучении можно продвинуться в клубе  «Spiegel» с Карин Хайм. Мне так нравится говорить «с нашей Карин Хайм», что это уже становится штампом, вот и избегаю его. Но в нём правда – нам очень повезло, что у нас есть Карин. Я уже не говорю о том, что она редактирует все немецкие тексты газеты «Делет», я не говорю о том, что она бескорыстно старается нам, русским евреям, передать ту информацию о Германии, в первую очередь, еврейской, то есть ту, которую считает для нас полезной. Я не говорю, что всё это происходит в рамках познания страны и языка. Я не говорю о том, что Карин и материально по мере возможностей помогает общине. Ко всему она ещё – активно посещает наши мероприятия, среди которых и «Еврейский ликбез». Вот хороший нам пример. Причём, ей намного труднее, чем остальным – русским она владеет в недостаточной степени, чтобы понимать быструю речь, да ещё специфического характера. Но жажда знания еврейской Традиции настолько велика, что Карин постоянно ходит на «Ликбез». Честь ей и хвала! К нашему стыду.

Вкстати, о «Ликбезе». Он, как всегда, начнётся в воскресенье в 15 часов. Мы будем продолжать знакомиться с Устной Торой, продвигаясь в её постижении по главам  Письменной. Ликбез у нас обычно заканчивается чаепитием. Если нет мероприятия, следующего непосредственно за ним – тогда чаепитие переносится на окончание мероприятия. На сей раз такое мероприятие будет – это Литературный салон. Ирина Борисовна Глушкина подготовила интересный рассказ о великой любви поэтессы Юлии Друниной и кинодраматурга Алексея Каплера. Тему представлять не надо – мы все слышали об этой любви. Ирину Борисовну тоже знакома нам всем. Глубокими познаниями и умением их интересно передать. Так что чай будет после Салона. Который, кстати, начнётся в 16 часов.

В это же время, тоже в воскресенье, в общине пройдёт ещё одно мероприятие. В подростковом клубе «Львёнок» для детей от 9 до 13 лет. На сей раз встреча будет необычной. Дело в том, что помимо нашего постоянного вожатого Аркадия, на заседание клуба приедет ответственная за нашу общину Дина Пуритц из Эссена,  шлиха (посланница) из Израиля, занимающаяся работой с молодёжью, что-то вроде нашей старшей вожатой. Её зовут Егудит, она недавно приступила к исполнению обязанностей и будет в нашей общине впервые. Приезжает группа ребят из Эссена. Я к тому, что будет интересная встреча, и очень жаль, если наши дети её пропустят. Программа, которую готовят вожатые, полагаю, будет впечатляюща. Полагаю потому, что видел их возможности в Берлине. Отправляйте и привозите детей – они не пожалеют. Передайте эту информацию вашим знакомым. Пусть мои призывы прямы, но не всякая ведь реклама должна быть мудрённой. Пусть на сей раз она будет пряма и правдива: ребята, добро пожаловать в интересный еврейский мир!

После этой фразы – легко перейти к недельной главе, отражающей этот мир. Она называется

Лех Леха,

что означает «Иди к себе», обращённое к Аврааму. Предыдущая глава закончилась появлением Аврама – человека, перевернувшего ход мировой истории. Человека – открывшего миру иудаизм. Именно в этой главе он покидает родные края и следует в Землю, на которой суждено расцвести идеям иудаизма.

Чуть позже Аврам «разбежался» со своим племянником Лотом, который своим поведением дискредитировал взгляды дяди, то есть идеи иудаизма. И разочарованный отсутствием продолжателя дела жизни Авраам получает от Бога обещание, что у него будет сын. Чему он не верит – ведь важные астрологи уже предсказали ему, что у него никогда не будет детей. Бог советует ему забыть об астрологии и всяких других предсказаниях.

На последнем «Ликбезе» я к слову напомнил об одном мидраше, в котором фигурируют астрологи. Они стояли у городских ворот и тренировались в предсказаниях. А народ шёл на работу. Вот они и предсказывают, что одного из рабочих смертельно укусит змея, другой раздробит камнем ногу, а третий умрёт под лучами солнца от инфаркта. Вечером, когда народ возврашался с работ, астрологи наблюдают за результатами своих предсказаний. И видят, что несут того, которого укусила змея, тяжело стонет тот, что раздробил ногу, а вот тот, кому предсказали инфаркт, идёт жив-здоровенёшенек. Они удивились, и спросили человека, как прошёл день, работал ли он на солнцепёке? Он подтвердил, что работал, и всё у него хорошо, барух Ашем. «Так ты иудей? – воскликнули облегчённо прорицатели, - на евреев предсказания не действуют!»

И то правда, евреи в своём большинстве скептически относятся к разного рода шарлатанам – предсказателям. А других просто не бывает – будущего не знает никто. А все приметы связаны именно с будущим: чёрная кошка дорогу перешла, соль рассыпали и т . п. белиберда говорит о том, что будут неприятности В БУДУЩЕМ. Которого никто не знает. Даже Бог. Потому что укаждый человек = хозяин своей судьбы. И только он может повлиять на ход событий, изменив свою судьбу.

Но вернёмся к Авраму, который в то мрачное рабовладельческое время уже не верил в приметы. Не то, что некоторые из нас в наше просвящённое. Да, к тому времени он уже стал Авраамом, добавив букву к своему имени – это один из символов изменения судьбы, начала новой жизни. Сделал он это накануне проведения обряда обрезания. Ещё одно гениальное изобретение еврейского народа. Судя хотя бы по тому, что в Африке идёт сейчас массированная пропагандисткая кампания, убеждающая мужчин проходить обряд обрезания, являющейся единственной надёжной защитой от СПИДа.

Авраам был стар, у него тряслись руки, но обрезание мечом он сделал себе сам.

На семинаре в Израиле, на котором я был 18 лет назад, нам читал лекции рав Шимон Грилюс, узник Сиона, сделавший в советском лагере сам себе обрезание. Так что, насчёт Авраамова обрезания ничего удивительного. Кстати, тогда же прошёл обряд его сын от наложницы Агари - Ишмаэль. Было ему 13 лет, стал он впоследствии праотцом арабских народов, и правило сейчас мусульман - делать обрезание до 13 лет.

С Аврааама началась наша история. И наша философия. Которую нельзя растерять.

Шавуа тов! Хорошей недели всем!

Ваш Лев Шварцман  

Keine Kommentare: