Donnerstag, 1. Oktober 2009

СУККОТ

Шалом, друзья!

 

Сегодня мы приступили к перестройке (слово, с которым были связаны надежды уже четвертьвековой давности) нового общинного помещения. Началась она с приёма строительных материалов. На мой призыв к мужчинам нашей общины помочь разгрузить поддоны с будущими стенами - перегородками, своим участием откликнулись почти все адресаты. Это было очень приятно. По еврейским делам мне приходится сталкиваться с различными общинами, и сравнение общественной активности их членов с нашими было всегда не в нашу пользу. Я видел много раз, как турецкие женщины в мечетях готовили еду для праздничных столов, и, поверьте, это был нелёгкий многодневный труд. Я видел общественные стройки  у тех же турков. Я видел усердие в общественных делах у алевитов. Не говоря уже о том, как нацелены на общественно-полезную работу члены христианских общин. И безвозмездный труд членов некоторых сект, например, дуйсбургского «Поколения веры» по возведению общинного злания – этого у них отнять нельзя – тоже производит впечатление. И речь не только о труде – в одной турецкой общине на мой вопрос, откуда деньги на стройку,  мне пояснили, что члены общины ОДАЛЖИВАЮТ ей деньги, а община потом с ними будет постепенно рассчитываться. «Можно было бы взять кредит, - сказал мой собеседник, - но там надо платить проценты, а наши люди дают беспроцентной кредит». Короче, сравнение в этом вопросе мы всегда проигрывали. Сегодня это выглядело по-другому. Душа радовалась глядя на отклик наших мужчин! Пришло столько людей, что даже друг другу мешали. Старшему было 67, младшему – 18. Сегодня чувствовалось, что мы едины, что мы трудимся для себя. И вправду, не мне же одному нужна жизнь нашей общины, скажу честно, мне, может быть, она нужна в последнюю очередь. Ну, перегнул, в равной со всеми степени. Еврейская община нужна всем евреям, приехавшим в эту страну. Доказывать преимущества общинного единства – неблагодарное дело из-за его очевидности. Само слово «община», происходящее от «общности», предполагает целесообразность объединения.  И те, кто пришёл сегодня поработать на общую пользу, это понимают. Конечно, это был не такой уж большой подвиг, чтобы столько говорить о нём, но порыв тех, кто пришёл потрудиться безвозмездно не может не вдохновлять. Меня, например. Всем спасибо! Опять же не от меня, а от всех тех евреев и неевреев, которые будет приходить в это помещение.

 

Хватит об этом. Повторюсь только, что несколько человек будут заниматься ремонтом постоянно, но любая помощь будет с благодарностью принята. Мы все постараемся, чтобы в нашем помещении было уютно и тепло. Я буду время от времени информировать вас, друзья, как продвигается ремонт. Его сильно стопорит отсутствие средств. И конечно, нам приходится быть авантюристами. Как в том анекдоте, когда еврей говорит милиционеру оштрафовшему его за неправильный переход улицы и услышавшему, что эти деньги пойдут на строительство социализма: «Если не имеют денег, не начинают строить!» Но мы начали. И не спрашивайте меня, как мы его закончим? Понятия не имею. И не смогу ответить на вопрос: «Что будет дальше?» Не знаю. Знаю только, что что-нибудь придумается. Мы в декабре будем отмечать Хануку, и мне вспомнилось, что это чисто еврейский принцип: делать то, что надо делать, просто идти к цели, а средства её достижения обязательно найдутся. Так было с единственным сосудом масла, найденном в Храме после освобождения Иерусалима – его явно не хватало и зажигать его не было никакого смысла, но евреи зажгли, а решение пришло потом. Но я забежал вперёд, да Хануки далеко, а вот на носу у нас

 

СУККОТ

 

Об этом празднике мы не успели написать в «Делете» - газета к началу месяца не вышла – следующий номер появится уже после Суккота. Но в прошлые годы мы писали и говорили об этом празднике. Мне доводилось уже удивляться вслух мудрости тех, кто придумал иудаизм. Как специалист по массовым представлениям не могу не поражаться тому, как точно, разнообразно и выразительно по форме продумано проведение еврейских праздников. В Песах не едят хлеб, в Шавуот едят молочное, в Рош а-Шана макают хлеб не в соль, а в мёд, в Йом-Кипур вообще не едят, в Хануку зажигают свечи, добавляя каждый день по одной, а в Суккот...Это надо же додуматься, чтобы один из праздников проводить в шалаше! Это чрезвычайно интересно по форме, и по содержанию. Философия Суккота является верхом мудрости. Он ведь одновременно и праздник урожая, так вот, имено когда урожай собран, когда мы находимся на вершине успеха, народная Традиция берёт нас «за шкирку» и пересаживает из уютных домов в продуваемый и возможно сырой шалаш. А чтобы помнили, что всё в мире относительно. Что все под Богом ходим! Что всё наше богатство ничего по-большому счёту не стоит. Что сегодня у нас есть всё, а завтра мы можем это всё потерять. И здоровье можно потерять в одночасье- всё с нами может случиться от болезни до дорожно-транспортного происшествия. Никто не застрахован от инвалидности. Единственное, что у нас никто не отнимет – это наши дела. Вот это и есть смысл праздника Суккот –помнить, что мы ничего не заберём с собой «в ту страну, где тишь и благодать» кроме результатов своих поступков. Как сказал один умный человек: «Каждый формирует свою похоронную процесию при жизни». Правда, другой умный человек, который взял себе псевдоним «Стендаль» сказал, что все люди делятся на две категории: на тех, кому безразлично, что будет после их смерти, и на тех, кому не всё равно. Вот праздник Суккот выстроен так, чтобы вторых становилось больше. И чтобы они были едины. И это тоже один из главных выводов Суккота – мы в ответе друг за друга. Мы все, я имею в виду евреев нашего поколения, сидим в одном шалаше. И случись что, у нас будет одна судьба. Поэтому и обращаются в этот праздник на все четыре стороны света.

Я думаю, что раввин Моше Навон расскажет об этом подробнее. Надо сказать, что все, кто пришёл на вечернюю молитву «Кол нидрей» в прошлое воскресенье, остались чрезвычайно довольны. По отзывам многих, такого они в своей жизни ещё не переживали. Раввин смог дотронуться до сокровенных струн душ присутствующих. Его расказы, песнопения, проводимые его женой Мириам отозвались во многих сердцах. Вообще, такой приятной и уютной обстановки в праздник у нас ещё не было. Впрочем, передавать вдохновенное состояние, всё равно, что перессказывать музыку. Такое надо самому переживать. Поэтому я и говорю, что раввин Моше Навон расскажет, я полагаю, о празднике интересно. Мероприятие начнётся в субботу в 17 часов. Вход опять свободный. Мы не берём в эти праздники никакой платы, потому что мы хотим, чтобы это не сдерживало того, кто считает, что небольшая плата ему не по карману. Кроме того, этим мы напоминаем, что мы не коммерческая организация. Но расходы у нас всё равно есть, и в связи с предстоящими расходами мы поступаем, мне многие об этом говорят, опрометчиво. Поэтому ограничимся опять возможностью опустить какую-то сумму в общественную кассу. На Рош-а-Шана мы собрали чуть более пятидесяти евро. Столько стоили только призы, не говоря о посуде, вине, фруктах, хлебе... Поэтому тех, кто придёт, попрошу быть на сей раз щедрее.

В «Делете» было написано, что праздник начнётся в 16.00. Газета выходила в августе, сейчас уже октябрь. Тогда мы планировали праздновать в сукке, то есть в шалаше. Сегодня мы знаем, что шалаш нам построить не удастся. Не получится, не одолеть нам этой проблемки. Да и раввин дал добро на праздник в стенах общины – он правильно считает, что главное проникнуться духом, а не буквой праздника, что все наши шалаши ещё впереди. На будущий год, мы будем иметь место, где поставить сукку – двор нашего нового помещения позволит нам соблюсти Традицию в полном объёме.

 

Что ещё нас ждёт в эти выходные? Встреча «При свечах» в пятничный вечер – начало в 17.30. Это будет канун Суккота, поэтому те, кто придут, смогут начать праздник на сутки раньше других. На этой встрече, я уверен, будет приятная атмосфера. Это будет лучше, чем «Поле чудес», которое еврей Якубович проводит в канун Шаббата. Призываю всех придти. Призываю всех, если откликнется кто-то один из тех, кто ещё не бывал, буду удовлетворён.

 

В воскресенье в 12 часов мы объявили детский утренник, посвящённый Суккоту. На сей раз мы хотим пригласить детей постарше, Конечно, маленькие тоже смогут приёти – им будет за кем тянуться, но рассчитываем мы, в основном, на детей 9 – 13 лет. Можно чуть старше, можно – младше. Как я уже сказал, совсем малышам двери будут тоже открыты. Хотя в будущем мы будес стараться всё же разделять детей по возрасту.

Родителей, которые придут с детьми, мы тоже найдём, чем занять.

 

В 15 часов начнётся «Еврейский ликбез». Разговор опять пойдёт о праздниках – о чём же ещё можно говорить в такие дни?

Пока всё. Хотя, как видите, прогрмма насыщена – дай Бог её одолеть!

На этой ноте предлагаю расстаться. Хотя можно и на более весёлой.

 

Вот анекдот, который я рассказал на Йом-Кипуре, когда раввин отметил, что надо быть оптимистом.

Итак, раввин учит оптимизму:

- У вас умер дедушка.

- Ну и что? У меня есть ещё один.

- Вы опаздываете к нему на похороны.

- Сяду в машину и дам по газам.

- Да, но вы боитесь быстрой езды.

- Выпью для храбрости бутылку водки.

- Хорошо, но вас остановит гаишник.

- А я с ним договорюсь.

- Не договоритесь – это женщина.

- Тогда я её приглашу на свидание.

- А она страшная.

- А мне всё равно, я-то пьяный.                                                            

 

    Приятных вам выходных! Трезвых! Хотя в Шаббат вино надо обязательно выпить. Со словами благословения за то, что на земле есть виноградная лоза.

 

Ваш Л. Ш.

Keine Kommentare: