Donnerstag, 15. Oktober 2009

Бэрейшит

Шалом, друзья!

Что ж, осенние праздники позади, начинаются будни, которые продлятся теперь два месяца, до Хануки. Казалось бы, обычная история – праздники на фоне будней. Это было бы так, если бы не одна особенность: чтение Торы начинается с самого начала. Это придаёт ходу времени особое очарование; действительно, где ещё вы встречали такую логику круговорота жизненного цикла?! И как можно каждый год читать одно и то же? Оказывается, можно. И не только потому, что наша несовершенная память это позволяет, но и потому, что каждый год Тора читается на новом уровне. Благо устная её часть это позволяет. Так что Письменная Тора – это учебник жизни только в сочетании с Устной. Мы в этом много раз убеждались на наших встречах в «Еврейском ликбезе». Приведу только один пример из первой главы, которая называется

Бэрейшит

Это слово, переводимое как «В начале» дало название всей первой книге Моисея. В ней, как известно, идёт речь о сотворении мира и человека. В Торе написано:

« И сказал Бог: создадим человека по образу Нашему...»

Это одно из самых уязвимых, по мнению наших недоброжелателей, мест Торы. Они, ссылаясь на множественное число глагола, утверждают, что человека создавало несколько богов. А раз так, то монотеизм, придуманный евреями, является мифом. Но и без этой критики евреи уже несколько тысячелетий назад сами удивлялись этому множественному числу.  Что же говорит по этому поводу Устная Тора? А вот что: когда Моисей записывал под диктовку Всевышнего Тору, то он первым обратил внимание на множественное число и спрогнозировал будущую критику. Но Бог ответил, что предотвратить критику невозможно. Что всегда найдутся люди, которые будут недовольны, какая бы форма ни была употреблена, что бы ни было сказано. Потому что тот, кто хочет ошибаться всегда будет это делать. Кто захочет критиковать Тору, всегда найдёт для этого повод – если не это место, то другое вызовет огонь тех, кто хочет стрелять.  Множественное же число правильно употреблено, потому что при создании человека он, Бог, советовался с ангелами. И из этого можно вынести урок, что если даже сам Создатель советовался с «нижестоящими» по серьёзным вопросам, то нам, смертным, обязательноэто надо делать. Без гордыни и заносчивости. Но решения надо принимать всё-таки самому. И нести за них ответственность. С чужим мнением «считаться», это значит уважать все мнения, но не обязательно брать их руководством к действию. Как известно часть ангелов протестовала против создания венца творения. Выслушав все мнения, Бог ппринял решение человека всё-таки создать.

Есть ещё одна красивая версия Устной Торы по поводу этого множественного числа. Бог создал человека со свободой выбора между добром и злом. И если тело человека в принципе совершенно, не считая, символизирующего завершающий мазок творения, обрезание, то над дущой приходится человеку самому много трудится. То есть Бог создал тело, а человек трудится над сотворением правильной души. Это означает, что человека они создают вместе. Потому и множественное число – «создадим».

Или ещё пример. Когда-то я написал статью под названием «Ева – третья женщина» И опять мы об этом узнаём из Устной Торы. Адам присутствовал при создании первой женщины – видя процесс её рождения: кровь, мышцы, кости, он не смог иметь по отношению к ней либидо. Тогда Бог создал вторую женщину, уже в отсутствии Адама. Но она оказалось сварливой и стремилась к лидерству в партнёрстве. Так, она возмущалась «верховному» положению мужчины во время акта любви. В конце концов Адам взвыл от неё и попросил Бога избавить его от этой дамы. Тогда-то и была создана Ева – на иврите Хава – мать всего живого. У них тоже отношения складывались не всегда гладко. Как у любого мужчины с женщиной. А всё потому, что после эпизода с запретным плодом Ева получила не одно наказание («в муках будешь рожать детей»), а десять. И одно из них - это вечное и неразрешимое стремление женщины главенствовать над мужчиной и одновременным желанием подчиняться ему. И никогда не найдёт она середины в этом вопросе.

Примеров толкования Письменной Торы в Устной можно приводить массу. Мы это будем делать в рамках «Ликбеза», который у нас движется в прежнем русле: мы будем продолжать начатое ровно 4 года назад чтение, по необходимости прерывая его, либо заменяя, например, рассказами о праздниках.

В очередной раз приглашаю всех в воскресенье в 15 часов. На последнем занятии было более 30 человек, что, конечно же, не только приятно, но и правильно. Я понимаю, что такое количество слушателей было вызвано тем, что «Ликбез» завершился праздником Симхат Тора, что настроение у всех было приподнятое из-за нашего промежуточного успеха в противостоянии с оппонентами. Почему промежуточного? – потому что впереди нас ожидают непростые переговоры, платформа которых ьопределена судом. Повторяю призыв из предыдущего письма (за эту неделю в общину вступил один человек) – нам нужно, как можно больше членов. Чтобы мы могли учитывать интересы всех, кто к нам будет обращаться. А жизнь показала, что таких людей много. Надо только привести в соответствие возможности с потребностями, а это можно сделать только с большим числом членов. Вступить в общину можно лучше всего по четвергам с 16 до 18 часов, когда кто-то из правления ведёт приём. Но можно это сделать и в другие дни с12 часов до 17 – в это время всегда есть кто-то из социальных работников. Добро пожаловать к нам!

Что ждёт нас и тех, кто хочет к нам присмотреться в эти выходные?

В пятницу в 17.30 встреча «При свечах». К тому, что происходило обычно – ужин, беседа – в последнее время прибавилось песнопение. Какое неуклюжее слово! Оно не может передать того, что происходило, например, на последней встрече: воодушевлённые успехом и вином мы восторженно под аккомпанемент фортепиано выкрикивали и вышёптывали слова прекрасных еврейских песен. И в эти минуты мы были едины в одном порыве не только друг с другом, но и со всем нашим народом, придумавшим встречу Шаббата и эти песни.

И вас я сюда приглашаю, вряд ли кто-то пожалеет.

В субботу будем отдыхать в семьях – общественные мероприятия не предусмотрены.

В воскресенье, как я уже сказал, «Ликбез», а сразу после него приглашаю всех в дискуссионный клуб, который мы когда-то назвали «Бекицер». За эти годы мы обсудили много «живых» тем: бывало жарко, бывало прохладно, но всегда мы выходили после споров чуть другими, нежели входили. Я не могу оценить тему предстоящей встречи, жар дискуссии зависит часто от того, кто и как спорит. А копии можно ломать на любую тему.  Ещё не решил, кстати, какую выбрать, наверное, самую бытовую. Хватит нам спорить о Путине, социализме, гомосексуализме и прочих глобальных проблемах нашего времени! Давайте поговорим просто о ба... ладно, до встречи! Приятных всем выходных!

Ваш Л. Ш.

 

Keine Kommentare: