Donnerstag, 10. Juni 2010

КОРАХ

Не буду оригинальным, скажу просто:

Шалом, друзья!

И сразу – к делу. В последнюю неделю мы участвовали в Дне песни, проходившем в рамках события, имя которому «Рурский регион – культурная столица Европы 2010-го года». 5 июня было этим самым Днём песни. Наш хор «Рина» выступал на рыночной площади Оберхаузена с 20-минутным концертом. Зрителей было немало, хор очень хорошо встречали, публика подпевала известным еврейским песням,  «Катюше». Опасения некоторых участниц о возможных провокациях и даже актах насилия, которые могут быть совершены зрителями – мусульманами в связи с перехватом Израилем провокационного марша кораблей, оказались беспочвенными. В любом случае мы должны быть достойны ситуации, согласен, быть осторожными, но не демонстрировать трусость. А именно так выглядело, например, предлагаемое изменение репертуара. Но это – к слову, хотя к этой ситуации я ещё вернусь в конце письма.

Вечером того же дня большая часть хора и другие желающие побывали на празднике песни в Гельзенкирхене. Как я и говорил, этот стадион не может не произвести впечатления. Правда, атмосфера на нём на сей раз была несколько отлична от тех, которым я был свидетелем ранее – тогда это были чемпионат мира по футболу (4 года назад я выиграл по жребию право покупки входного билета) и бой Виталия Кличко. В эту субботу на стадионе Шальке царила совсем другая публика. Это были любители самого массового из немецких искусств – хорового пения. Мы стали свидетелями уникального зрелища – хора в количестве 65 тысяч певцов. Это – рекорд, который будет занесён в Книгу Гиннесса. Если я для того, чтобы передать качество звучания, употреблю слово «неповторимое», то это будет самое точное слово. А быть свидетелями чего-то неповторимого всегда приятно.

Теперь о минусах. Мы – продукты совершенно другой культуры, и нам многое было непонятно, а следовательно, неинтересно. Мы не знали репертуара, английского языка, большей части исполнителей. В общем точнее не скажешь: мы были чужими на этом празднике жизни. Иностранцев вообще в этот вечер на стадионе не было ни видно, ни слышно. Несколько раз слышна была русская речь. Но это могли быть и гости из России – хоры приехали со всей Европы.

И второе – мне показалось, что было маловато элементов шоу – авторы сделали акцент только на пении, на что, впрочем, имели полное право. При этом была явная ошибка – одни и те же телекамеры работали на все хоры и на публику. И поскольку хорам демонстрировался на экранах дирижёр, что им было необходимо для слаженного пения, то публике долго смотреть на дирижёра оказалось утомительно. Решение могло быть простым – мониторы и большой экран должны были иметь разные камеры - источники. Одним глазом я посмотрел на следующий день этот праздник по телевидению, и понял, что очень многое нам на стадионе не показали, а сами мы в виду большого расстояния не углядели. То есть по телевидению праздник выглядел колоритнее, чем на вживую.

Надо ещё сказать, что организация праздника была на очень высоком уровне: работа транспорта, включая трамваи, подходящие каждые две минуты, обслуживающий персонал, помогающий зрителям уже начиная с вокзала, да и многое другое. Обслужить 70 тысяч человек непросто – ведь это население не очень маленького города.

В любом случае я рад, что увидел этот праздник, полагаю, что также думают все остальные.

Я начал с Дня песни, но накануне была встреча «При свечах», а на следующий день «Еврейский ликбез». Всё прошло, как обычно. На «Ликбезе» мы знакомились со второй главой последней книги Торы. На этой же неделе будет читаться глава

КОРАХ

Имя этого мятежника известно многим. Напомню, что он был одним из умнейших людей в еврейском народе. Тем не менее, его съедали зависть и жажда власти. Он считал себя несправедливо обойденным в раздаче общественных должностей. Самое печальное, что он был прав, то есть это суждение умозрительно, но у нас нет оснований не доверять ему. Скорее всего, что у этого незаурядного человека руководство получилдось бы не хуже, чем у его младшего брата. Но так случилось. Вместо того, чтобы принять решение Моисея, ссылавшегося, само собой, на Бога, Корах подвергся коррозии зависти. Его конец известен – мятеж потерпел крах. Об описанной ситуации можно говорить долго – еврейская мысль нашла себе работу по этой главе. Но я хочу затронуть только один аспект – жену Кораха. Тлеющий уголёк недовольства и зависти раздувала в нём его жена. Наши жёны могут очень многое, а претендуют на ещё большее. Надо сказать, что противостоять супружескому влиянию очень трудно. И вот почему: как определить границу между вмешательством жены в личные, семейные  дела мужа и общественные или служебные? Не очень многим удаётся удержать жену у этой границы. Что по-человечески понятно. Непонятно только, как этому противостоять, чтобы и семью сохранить, и общественное лицо. Самый яркий пример неудачи в этом вопросе – Горбачёв. Он не смог удержать жену у этой границы. А сама она не захотела. Я уверен, что её вмешательство начиналось вполне невинно и очень доброжелательно. Так это преподносилось ему. Но такое добро заканчивается, как правило, вредом. У Горбачёва закончилось всеобщим недовольством и анекдотами. Помните?

Заходит Горбачёв в баню, все мужики стали прикрываться тазиками,  руками. «Что вы, товарищи? – удивляется Горбачёв, - мы же с вами мужчины!» «А вы что, разве без Раисы Максимовны?» - удивляются мужики.

У Кораха было также – он не смог остановить свою жену у границы, которую очень трудно не пересечь. И хотя женщина у евреев всегда играла первостепенную роль, но мудрые останавливались сами у этой границы. А умных останавливали мужья. А остальные пересекали границу. Мы помним, что бывали случаи необходимости пересечения этой вехи невмешательства – так, во времена покорения Израиля греко-сирийцами женщины активно вмешались в «дела» мужей, по сути, заставив их поднять восстание. Для этого они приняли крайние меры – кончали жизнь самоубийством, прыгая с городских стен. Такое «вмешательство» было оправдано. В истории с Корахом есть тоже одно мудрое вмешательство женщины. Речь идёт о жене Она – соседа Кораха, одного из участников мятежа. Когда его жена узнала о том, что он среди заговорщиков, она смогла убедить его в бесполезности для него бунта. В том, что выиграть в нём может только Корах. И это была не обычная женская осторожность – это был здравый смысл. Убедить-то она его убедила, но он был связан данным Кораху словом и не участвовать в мятеже не мог. Тогда жена подмешала ему снотворное, и он проспал время начала мятежа. За ним приходили его товарищи, то они видали сидящую у входа в шатёр жену Она и его дочь – женщины были с непокрытыми головами – знак траура. А когда мятеж провалился, то жена же посоветовала Ону пойти к Моисею с повинной, а когда тот застыдился это сделать, сама пошла к Моисею и выпросила прощение мужу. 

На первый взгляд эта история противоречит предыдущей мысли о недопущении вмешательства жён в дела мужей, но это только на первый. Всё зависит от мотивов, такта и интеллекта жён. В случае Кораха тщеславие и зависть съедали его жену, в случае Она жена мыслила более здраво.

«Мудрая строит свой дом, нечестивая разрушает его собственными руками» - говорит еврейская мудрость. Обе упомянутые мною жены подходят под эту высказывание.

Не надо думать, что это - единственные примеры – нет, вся история состоит из попыток возведения уже упомянутой границы и перехода через неё. Разве не Ева дала Адаму запретный плод? И не Далила предала Самсосна? И обратный пример: разве не Михаль, дочь Шауля, спасла жизнь Давиду?

В общем, нет правил пересечения этой границы и остановок у неё, каждая пара решает проблему самостоятельно. Известно только, что в духовных вопросах мужчины более продвинуты, чем женщины, а в практических вопросах им не угнаться за женщиной.

Не считайте, пожалуйста, это вечной истиной – разве мало женщин, занимающихся духовной деятельностью? Да возьмём хотя бы нашего канцлера – муж её, к слову, не вмешивается в сферу деятельности жены и тем самым поступает мудро.

В общем, глава Кораха даёт возможность поразмышлять на очень деликатную тему: насколько нужно прислушиваться к советам спутника жизни в делах, касающихся только вас.

Ладно, вот жена мне подсказывает, что пора оставлять эту тему и переходить к планам на выходные.

Сначала о том, что обещал сказать, когда речь шла о выступлении хора. Роман Горбачёв одаряет нас ссылками о разных еврейских мероприятиях. Спасибо ему! Сейчас он сообщил о демонстрации в поддержку Израиля, которая состоится 13 июня в Кёльне. Конечно, далековато, но кому позволяет время и обстоятельства, почему бы не поучаствовать? Почему не продемонстрировать, что нас много и мы никого не боимся?

Листовка – воззвание прилагается.

И прилагаю один сюжет, который свидетельствует о том, что КВН добрался до Запада. Не наш русскоязычный КВН, а американский, англоязычный. Посмотрите сами и убедитесь, что этот номер напоминает КВН – в нём есть все его атрибуты. Кроме Маслякова. Но и без него получилось смешно. Хотя и несколько наивно. Но главное - правильно.

http://www.youtube.com/watch?v=ASEvrWg7nA4

Теперь о наших мероприятиях.

В пятницу, как всегда, «При свечах». Мы зажигаем свечи, произносим благословения, ужинаем, поём песни и беседуем. Как видите, программа проста и одновременно этой простотой привлекательна– в ней главную роль играет, конечно, не селёдочка, скажем, с картошечкой, которую готовят наши женщины, а простое человеческое общение. Хотя картошечка тоже хороша!

Обращаю ваше внимание, что с указанием времени произошла в газете ошибка, вызванная тем, что какие-то блоки переносятся из номера в номер автоматически. Вот и получилось, что время начала указано зимнее, мы же летом собираемся в 18 часов.

В субботу12 июня в 16 часов будет клуб «Spiegel». Напоминаю, что его работа обретёт несколько новых красок, из которых главная – возобновление правила «Ни слова по-русски!». Кроме того, каждый сможет внести вклад в географический аспект разговора: в эту субботу он будет посвящён городу Вормсу. Полагаю, что те, которые придут, не пожалеют. - и в языке, и в познании Германии они продвинутся.

В воскресенье  в 15 часов «Еврейский ликбез».

Параллельно в это же время начнётся встреча в детском клубе «Арие». Опять приезжают вожатые издалека. Опять ими подготовлена интересная программа. Я понимаю, что мои письма читают не дети, а их родители. Поэтому и обращаюсь к вам, уважаемые: сделайте всё, чтобы ваши дети приходили на эти встречи. Это нужно не вожатым, не мне, это нужно, в первую очередь, вашим детям. И вам, если вы хотите видеть ваших детей культурными растениями, а не чертополохом. Может быть, это сравнение слегка прихрамывает, но оно хорошо передаёт, по-моему, ситуацию с еврейскими детьми в диаспоре. В еврейской Традиции нас с вами, выросших в диспоре и не знающих ничего или почти ничего из нашего народного мировоззрения, называют пленёнными младенцами. Наконец-то мы вырвались из этого плена, но сейчас мы добровольно отдаём в него наших детей. Нам надо подняться и перестать растить себеподобных. Мы должны быть подобны тем родителям без образования, которые непременно хотят своим детям дать высшее. Непременно. При этом дорога в этот вуз не закрыта и для нас. Но уж детям мы должны его дать. И дорога туда должна начаться сейчас. Я видел несколько мероприятий, которые проходят в рамках подготовки вожатых либерального движения, и убеждён, что это нашим детям нужно обязательно. Вожатые хотят убедить вас в этом. Поэтому они приглашают в воскресенье и вас, уважаемые родители, бабушки и дедушки. Приходите к 15 часам с вашими детьми и внуками. Не упускайте этот шанс. Напоминаю, что на этих встречах приглашаются дети в возрасте от 7 до 13 лет. Исключения допустимы в обе стороны– всё зависит от детей.

И раз мы уже заговорили об этом, напоминаю, что осталось несколько дней до окончания записи в летний лагерь отдыха. Условия поездки есть в последнем номере «Делет». Если возникают вопросы, позвоните мне либо Аркадию – телефоны в газете. Но сразу хочу сказать, что главный вопрос решён: получатели средств из общественных фондов будут либо освобождены от оплаты за лагерь, что зависит от города проживания, либо получат существенные скидки. Дайте возможность детям набраться  радостных впечатлений! Не бойтесь того, что дети малы – моему внуку 7 лет, но он в этот лагерь уже едет. Я уверен, чем раньше дети оказываются самостоятельными, тем лучше для них.

Ладно, поехали дальше. В 16.30 в это же воскресенье Елена Банд приглашает в «Литературный салон» на программу об Анне Ахматовой. Приглашаются все, кто хочет послушать стихи великой поэтессы, суждения о её творчестве и частной жизни. При этом можно будет попить чай, в компании людей интересующихся литературой.

Пожалуй, всё. Мне осталось только предложить вам, друзья, какой-то материал. Мы уже имеем «кавээновскую» версию «Марша мимо», то есть провокационного хода судов в Газу. Насколько эта тема сегодня актуальна? Думаю, что актуальна – и демонстрация в поддержку Израиля ещё впереди, и вообще она всегда будет актуальна. Потому что никогда не прекратятся провокации против Израиля. Полагаю, что прилагаемую статью Юлии Латыниной многие уже прочитали, всё же рискую послать ей. Мне её прислал пару дней назад Владислав Белопольский.

Добрых вам выходных!

Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: