Donnerstag, 17. Juni 2010

ХУКАТ «закон»

Дорогие друзья, шалом!

Начну сразу с лингвистических изысков. Язык всегда мудрее его носителей. Он отвергает то, что ему не подходит и принимает, что ему нравится. Примеров – тьма, но лучше всего моя, в общем-то тривиальная, мысль подтверждается неологизмами. Либо новыми сочетаниями. Я к тому, что язык членов нашей общины обогатился новым выражением – «большой Шаббат». Это словосочетание как-то незаметно  прижилось. И действительно, как отличить те Шаббаты, которые мы проводим еженедельно, от того,  на котором присутствует раввин? Как идентифицировать наши «Встречи при свечах» от Шаббата, который сочетается со словом «Встреча» (Каббалат) в единственном числе. Короче, чего это я издалека захожу?  Ведь все свои. Так что беру кошерного самца коровы за рога: в пятницу, 18-го июня у нас в общине – Большой Шаббат. Его нет в плане мероприятий, который был опубликован в «Делете». На это были чисто организационные причины, которые объясняются просто: на момент выхода газеты мы планировали на 18-е июня другое мероприятие, но оно перенесено. Пятница оказалась свободной, раввин Моше Навон тоже, вот и получается: почему нам не встретиться, не провести вместе вечер? Помните старый анекдот: «Рабинович, я проходил мимо вашего двора и видел, как ваша дочь-школьница кормила грудью ребёнка». « А почему бы и не покормить, если есть свободное время и молоко?» Я и говорю: почему нам не встретиться, если есть свободное время,  вино, хлеб и настроение оторваться? В смысле оторваться от материального в пользу духовного? В общем, мы приглашаем всех на Большой Шаббат. Напоминаю, что служба, которая начнётся в 18 часов, будет проводиться, в основном, на нашем родном языке. И ещё: в прошлый раз, когда Болшьшой Шаббат проводил рабби Навон,  все были бэгайстерт (я специально употребляю немецкое слово, чтобы и закончить этот абзац тоже лингвистическим соображением: родной язык надо беречь от всяких засорений. Но это – к слову. Русскому или немецкому, но не смешанному.

 Теперь перехожу к традиционному изложению письма. И начну его с того, что произошло в общине.

Был «малый» Шаббат. На нём не было, конечно, так насыщенно, как на Большом, но всё равно, тем, кто пришёл, понравилось. А что может не понравиться: хорошая компания, вкусный ужин, вино… Но всё равно: те, большие, что раз в месяц, те хороши, а эти маленькие, но частые. А те большие…

В субботу Карин Хайм принимала гостей в «Spigel'е». Были новые лица, поэтому ей пришлось объяснить, почему клуб, помогающий лучше узнать Германию, так называется. Я попытался ей помочь, но по-немецки это не очень хорошо получилось. Вот по-русски всем всё будет понятно Есть универсальное правило, которое звучит так: «Эмиграция – это зеркало. Какую рожу состроишь, такую и увидишь». Это в какой-то мере передаёт причину выбора названия. Чтобы понять лучше, надо вспомнить ещё одно эмигрантское правило: если хочешь, чтобы страна тебя полюбила, постарайся понять её. Вот мы и пытаемся на занятиях клуба получше узнать и понять страну нашего проживания. А после того, как мы станем объектом её любви, из зеркала на нас будет глядеть удовлетворённые лица.

В общем, новички поняли, что на заседания клуба приходить надо. И не только из-за названия – у нас получился интересный разговор. Он касался иностранцев, еврейских погромов в средние века, рурского диалекта и многих других важных и интересных тем. Честное слдово, чуть не получился дискуссионный клуб на немецком языке. Успеху его работы способствовало возрождение принципа «Ни слова по-русски!» ( в кассе для штрафов оказалось всего 20 центов) и новая структуризация. Клуб получил второе дыхание. Надеемся, что оно будет становиться всё более глубоким. И конечно, спасибо Карин за её труд по подношению нам блюдечка с красно-чёрно-жёлтой каёмочкой!

В субботу же состоялась экскурсия. Я точно не знаю, куда повезла Елена Банд тех, кто хочет знакомиться с городами и весями округи, по-моему, они были в Эссене. В любом случае спасибо Елене Банд за подвижнический труд на благо наших соотечественников!

Она же в воскресенье провела «Литературный салон», который, как и было заявлено, посвящался Анне Андреевне Ахматовой. Опять число слушателей оставляло желать большего, но, думается, что тот, кто не пришёл, вряд ли занимался чем-то более интересным, чем те, кого интересует поэзия.  Рассказ был неплохим, но, главное, слушатели дополняли рассказчицу интересными деталями из жизни и творчества поэтессы. И это было, пожалуй, самое впечатлительное.

В этот же день прошла встреча в клубе «Львёнок». Я вёл в это время «Ликбез», и, что там происходило, не очень знаю. Знаю только, что приехало много вожатых, а родители детей, которые приглашались на встречу, не появились. Потом ребята куда-то ушли (в кафе, что ли?), и подробностей того, как всё прошло, у меня нет. Уверен только, что вожатые постарались, и программа была нескучной.

Но давайте сразу перейдём к тому, что нас ждёт, а уже потом поговорим о недельной главе.

В субботу 19 июня Елена Абрамовна Захарова приглашает в свой клуб «Кумиры прошлых лет». Конечно, он интересен, в основном, тем, кто уже не молод, чья молодость и зрелость пришлись на «прошлые годы». Встречи у Елены Захаровой – это встречи с молодостью. Вот и на сей раз она будет рассказывать об Анне Герман – кумире нашей юности. Эта тема не была озвучена в прошлый раз из-за нездоровья Елены Абрамовны. На сей раз встрече с кумиром, надеемся, ничего не помещает, и мы послушаем рассказ о певице и её песни.  Начало в 16.00

А в воскресенье в общине очередной показ в «Киноклубе». Честное слово, не знаю, что приготовила Инна Альперович – вчера мы не успели переговорить, а сегодня её не было на репетиции танцевального коллектива, усиленно готовящегося к берлинскому фестивалю. Так что, я не знаю, какие будет фильмы. А какая разница? – тот, кто не ленив и любопытен придёт всё равно. Во-первых, опыт показывает, что, как правило, фильмы Инна Альперович предлагает «вкусные», во-вторых, даже если мы его видели, то обсуждение за чаем с печеньем может принести только радость. Начало в 16.30. Мы специально назначаем это время, чтобы те, кто придёт на «Ликбез» (время его проведения с  15 до 16 часов), успели попить кофе или чай. И подкрепившись вкусными вещами, смогут спокойно смотреть фильм..

Вот и всё, что ждёт нас в эти выходные. А в пятницу, как уже говорилось, Шаббат. Но Большой. А те, что без раввина, те маленькие. А этот большой. Но с раввином.

Приходите, друзья – труд раввина по организации нашего духовного досуга оплачивает центральный Совет евреев Германии по специальной договорённости с Союзом прогрессивных евреев. Так давайте сделаем так, чтобы эти деньги были использованы с пользой для максимального количества людей. Вы сможете задать вопросы раввину, поговорить с ним в неформальной обстановке. В самом начале 90-х годов я был в Тирасполе на похоронах одного из деятелей, тогда молодого, еврейского движения Молдовы. Покойный был председателем республиканского Общества «Маккаби», на его проводы пришло и приехало огромное количество людей. Среди приехавших был раввин из Кишинёва. Поверите ли, но к нему подходили люди, чтобы просто посмотреть на него, дотронуться до него. Как известно, Тирасполь стал советским сразу после революции, а Кишинёв лишь в 1940-м году. В Тирасполе вся еврейская жизнь давно была выкорчевана, и люди просто никогда не видели раввина. Впрочем, наш раввин тоже достоин того, чтобы до него «дотронуться» - вряд ли кто-то из нас видел до него либерального русскоязычного раввина. нам повезло, что он с нами, используйте эту редкую возможность. На очень большом Шаббате.

Теперь о недельной главе. Она называется

ХУКАТ

Это слово означает «закон», но не просто закон, а такой, которому на нашем обычном уровне понимания нельзя дать объяснение. По-крайней мере, рациональное. Например, почему еврею нельзя есть свинину? Нет объяснения, тем более, что мудрецы считали, что разделение на кошерных и некошерных животных очень условно, и когда-нибудь они поменяются местами и функциями. И это будет опять хок (от него происходит слово «хукот» - это множественное число) – необъяснима человеческому разуму инструкция. Конечно, люди пытаются найти объяснения хоку, порой остроумные, порой наивные. Я говорил как-то с одним мусульманином, который сказал, что они не едят свинину, потому что свинья – единственное животное на земле, которое не может поднять голову и посмотреть на Бога. У евреев есть объяснение, связанное с заболеванием трихиноз, которое провоцируется в жарком климате свиным мясом, есть и другие версии. Но большинство считает запрет на свинину, как и другие ограничения, необъяснимым законом, который надо исполнять. Я тоже не ем свинину, уже 18-й год, и взвалил на себя этот хок в память о мальчиках – кантонистах, которым силой мазали губы свиным салом. У меня это был добровольный выбор, а для тех мальчиков хок – запрет. И вообще, это антисемиты сделали свинину символом еврейства, а для еврея, что свинина, что зайчатина, что ракообразные – всё было равным запретом.

Повторяю, что о свинье я заговорил просто для примера, а в главе же речь идёт совсем не о ней, а о рыжей корове. Я не хочу здесь говорить о том, какая должна быть корова, пепел от сжигания которой очищает от осквернения – подробный рассказ об этом был недавно на «Ликбезе». Скажу только, что она должна быть не моложе трёх лет,  ни один волосок не может быть другого, кроме рыжего, цвета. Корова эта не должна была никогда работать. Таких коров за всю историю евреев было сожжено всего девять. Первая корова была сожжена ещё при Моще - 2-го нисана 2449-го года. Представляете себе какой «учёт» в иудаизме?!

Иудаизм вообще обладает уникальной исторической памятью. Он помнит, что Моше назвал (в этой же главе) евреев глупцами. Надо сказать, что за дело назвал. А помнит иудаизм об этом, потому что нельзя так обращаться с народом – Моисей был наказан смертью. Потому что нельзя гневаться на свой народ. И это не единственный пример: его преемник Иешуа Навин сказал про евреев, что у них нечисты уста, и тоже погиб в наказание. В общем, Тора приводит много примеров того, как Бог наказывает того еврея, который обвиняет общину Израиля.  На этой ноте я и закончу моё письмо. Мне эта нота нравится. Тем, что ставит перед нами очень трудную задачу – ведь так хочется констатировать дурное в наших соплеменниках. А нельзя! И этот запрет в отличие от других хукит нам очень понятен. У еврейского писателя Сандлера есть что-то вроде такого пасажа: какой-то еврей захотел ущипнуть свой народ. Он наклонился, чтобы сделать это, но при этом вгляделся в его лицо – на нём было отражено столько  страданий и одновременно оно было так прекрасно, что он… поцеловал его. Давайте учиться этому- не раздражаться, не выходить из себя, прощать, уважать и любить.

На этом заканчиваю. Желаю насыщенных выходных!

Буду рад, если частично это произойдёт в нашей общине. А также в других полезных местах. В том числе и у экрана телевизора. Карин прислала выборку из телепрограммы.

В четверг по каналу Phoenix в серии «Великие Диктаторы» пройдёт передача о Сталине. Начало в 8.15. Продолжительность – 30 минут.

В этот же день по каналу «BR» с 12.30 до 13.30 в рубрике Планета знаний пройдёт телерассказ о Москве.

«NDR» с 21.0 до 21.45 будет показывать передачу про Крым.

В субботу, 19-го июня «ARTE» предлагает рассказ о Сауле Фридлендере. Время с 6.45 до 7.30. Это израильский историк, специализирующийся на теме Холокоста. Одна из его самых известных мыслей такая: до конца 1941-го года Гитлер не помышлял масштабное уничтожение евреев. Возможно, передача будет интересной.

Во вторник, 22.06 ARD с 22.45 до 0.15 покажет «Die Ehre der Paten» - сами переводите

А теперь о дополнительных материалах. К годовщине нападения Гитлера на СССР прилагаю статью про евреев, которые воевали против нас. Комментировать не буду, скажу только – любопытно. http://files.mail.ru/PDC4ST

 

К чемпионату мира по футболу прилагаю материал об Африке. http://files.mail.ru/E82ITT

А по поводу высказанных чуть выше мыслей об отношении к своему народу, посылаю весёлую песенку, которую можно назвать «Все евреи». http://files.mail.ru/FH0H1U

  В моём архиве всё перепуталось, уже не зафиксировано, кто что прислал. Поэтому адресантов не указываю, просто, всем, кто присылает мне что-то спасибо! И добавлю, что присылается так много, что всё не помещается.

Л. Ш.

.

Keine Kommentare: