Donnerstag, 24. Juni 2010

БАЛАК

Шалом, друзья!

Наконец-то я перечитал одно из своих посланий. Честно говоря, я не люблю читать то, что было мною написано, и даже единственную книжицу не могу взять в руки. Потому что предполагаю, что там много неправильного и пустого. Поэтому и эти письма я не читаю, когда они ко мне приходят в общей рассылке. (Кстати, в прошлый раз многие почтовые ящики почему-то дали сбой, и письма пришли нечитаемые – при повторе всё было нормально). Но я получил очередную похвалу и решился прочитать одно из собственных писем. Лучше б я этого не делал письмо, как я и предполагал, было написано плохо. Размыты мысли, страдает стиль, нет полноты тем, мало юмора, много повторов, не говоря уже об описках. Я бы не стал вам об этом писать, если бы не знал, что могу лучше. Я понимаю, что надо не утверждать, а доказывать делом, но никак не получается. В оправдание скажу только, что, как правило, пишу по ночам, часто борясь со сном – отсюда и все перечисленные недостатки. Я пишу всегда медленно – каждую статью переписываю огромное количество раз. Работаю над ней до тех пор, пока не приходит время отдать её в печать. А тут - постоянный цейтнот, постоянная нехватка времени даже на простую вычитку ляпов. Поверьте, что я не кокетничаю, и пишу об этом только потому, что за многие мои пассажи мне неловко и стыдно. Но у меня нет выхода: надо продолжать писать плохо, либо не писать. Конечно, приходится выбирать первый вариант. Потому что красивости важны, но те крупицы иудаизма, которые я пытаюсь вам передать, важнее. В общем, наступаю на литературные амбиции в пользу амбициозного мировоззрения. Прошу только: не судите строго. Я начинаю.

И начинаю с недельной главы. Она называется

БАЛАК,

точно по имени отсутствующего на чемпионате мира по футболу капитана сборной Германии. В эти минуты начался матч Дании с Японией, хочется посмотреть, но тогда вы останетесь даже без этого несовершенного письма. Итак, Балак – это имя мидьянита, который стал царём у моавитов. Вся глава посвящена тому, как привлечённый Балаком (счёт стал 1:0 в пользу Японии) ещё один враг евреев Билам строят против еврейского народа козни.
В этой же главе ослица разговаривает с Биламом, но не будем касаться чудес, которые не могут быть объяснены. Вообще-то в Торе все чудеса проходят в рамках действия законов физики, но есть и, как видите, исключения – говорящая ослица одно из них. Отнесём его к литературной образности, символике и перейдём к более достоверным событиям. В конце главы Балак и Билам принимают коварный, но надёжный план – они хотят победить евреев с помощью … сладострастия. (Японцы забивают второй гол и опять после штрафного удара; не подумайте, что они так быстро достигают результатов, это я медленно пишу, глядя одним глазом на экран телевизора, да отвечая на телефонные звонки). Да-да, они решили совратить еврейских мужчин. Согласитесь, что такой план очень реален – устоять перед молодыми красивыми женщинами до сих пор удавалось не очень многим. Сколько известных людей попадалось в такие сети? Это один из самых распространённых приёмов всякой разведки. А тут решено было соблазнить женскими чарами не одного человека, а целый народ. Причём, нравы моавитян не мешали им использовать самых молодых и красивых женщин. Балак даже свою дочь привлёк для соблазнения Моисея.
План был прост и точен. Возле еврейского лагеря открылась моавитская ярмарка. У лавок сидели пожилые женщины, а внутри ждали молодые красавицы. Покупателям – евреям предлагалось зайти за интересующим их товаром в лавку. Там их встречало неприкрытое обольщение. Во-первых, цена на товар внутри лавки была ниже, чем снаружи. Во-вторых, девушки, вступали в беседу, начиная кокетничать и флиртовать. В-третьих, они предлагали выпивку. Тогда ещё не было у евреев введено кошерное вино, требующее употребление спиртных напитков только еврейского приготовления – именно для таких случаев, когда запрет на чужое вино не позволит напиться и наделать глупостей. Хотя вряд ли евреи считали совокупление с молодой красивой женщиной глупостью. А моавитянки, в-четвёртых, предлагали себя. Правда, лишь после того, как мужчина признает местного идола. Даже если опьяневший, но не совсем потерявший рассудок, еврей отказывался, ему обольстительно объяснялось, что поклоняться идолу не надо, надо просто перед его статуей отправить естественные потребности. Не удивляйтесь, друзья, некоторые язычники в те времена считали еду, питьё, телесные отправления, секс перед изображением божества совершенно естественным явлением. Наверное, это соответствовало их доктрине полного доверия богам, а скорее - полному бесстыдству. У евреев уже тогда стыд был важной составляющей мироощущения. Кроме того, нельзя не обратить внимания, что у язычников акцент был на животной стороне жизни, в то время как евреи пытались оторваться от низменного, животного.
Рассказывают, что одна еврейка тяжело заболела, а больной, как известно, хватается за соломинку. Вот и она обратилась за помощью к чужим целителям, Те посоветовали ей обратиться к их божку. На вопрос женщины, что надо для этого сделать, она получила ответ: надо перед его статуей есть, пить, потом раздеться и испражниться. Бедняга сказала: «Лучше я останусь больной, чем стану это делать!»

Я думаю, что не очень удивлю вас, если скажу, что большое количество еврейских мужчин пошло ради приятных минут с дамами на то, чтобы выполнить их условие. Понятно, что многие сделали это спьяна, а другие – не принимая всё это всерьёз, смеясь в душе над этим. Они считали, что провели девушек, обманом заставив их отдаться им. А на самом деле, девушки добились своего – для них переспать с мужчиной было много легче, чем мужчине даже понарошку принять их божка. Как известно, еврею перед изображением чужого божества запрещено даже поднять обронённую им монету. Чтобы никто не подумал, будто еврей кланяется. А тут, пусть и шутя, мужчины совершали все полагающиеся языческие обряды. Причём, проделывали это и известные в народе люди.
Иудаизм всегда судил человека по поступкам, а не по намерениям или мыслям - всё равно, о чём думал человек, важно, что он делал. В данном случае евреи совершали поклонение божкам, то есть по сути совершали предательство по отношению ценностей, выработанных их предками. Суд приговорил всех согрешивших к смерти. Но тут вся эта история приобрела ещё один неблаговидный ракурс. Большинство согрешивших мужчин принадлежало к колену Шимона. Их вождь, Зимри, вообще привёл к себе в шатёр моавитянку, дочь Балака, красавицу Козби, у которой было задание отца отдаться Моисею. Зимри пришёл с ней к Моисею и спросил, может ли он жить с этой женщиной? Когда Моисей ответил запретом, Зимри при всех выразил недоумение в связи с тем, ему эта связь запрещена, а Моисею – нет, ведь он живёт с такой же женщиной, принадлежащей к чужому роду. При этом он лукавил – когда Моисей женился на Ципоре, евреи ещё не жили по законам Торы. Кроме того, Ципора впоследствии приняла иудаизм.
(За эти минуты датчане забили 11-метровый, а японцы – третий гол).
Внук Арона, Пинхас, пронзил копьём Зимри и его любовницу. История массового соблазнения еврейских мужчин завершилась. Завершился и футбольный матч – датчане возвращаются на родину. А мы переходим к нашим событиям.
18 июня у нас прошёл Шаббат с раввином Навоном. Очень хорошо прошёл. Несмотря на то, что из-за отсутствия объявления в газете, народу было меньше, чем обычно, настроение этого вечера было очень приятным. Во-первых, молитва и рассказ рабби Навона были, как всегда, очень интересны: они сочетают в себе полезные сведения и яркую убедительность, сопряжённую с искренностью. Раввин становится потихоньку очень важным человеком в нашей общине – люди задают ему вопросы, рассказывают о своих проблемах.. Жаль только, что его положение пока не очень стабильное – лучшее для него мы не можем в настоящее время организовать. Правда, руки не опускаем. (Это выражение, кстати, тоже из Торы, когда во время сражения после исхода из Египта Моисей не опускал рук – в этом был залог победы над врагом)
Во-вторых, застольная часть вечера тоже была впечатлительной. Её центральной частью стало печальное событие - накануне состоялись похороны Аркадия Ягудина, какое-то время певшего в нашем хоре. По инициативе руководительницы хора Галины Мучник, на Шаббате был показан фильм с отрывками из песенных выступлений покойного. Фильм очень талантливо и эмоционально сделал муж Галины, член нашей общины Михаил Мучник. Фильм произвёл на всех огромное впечатление. Пользуясь случаем, ещё раз хочу выразить благодарность Галине и Михаилу!
Потом пел наш хор, и все согласились с тем, что это было лучшая дань памяти человеку, у которого способ воспринимать мир был через песню. Человеку, который пел при любой возможности. Его уход оставил брешь в теле хора «Рина».Последний раз он выступал на Рош-а-Шана. Долгая ему память!

В субботу Елена Абрамовна Захарова рассказывала об Анне Герман. Звучали песни певицы, кумира прошлых наших лет. Гостей на встрече было немного, но все остались довольны рассказом. Ну и чаем со сладостями, конечно.

В воскресенье несколько необычно прошёл киноклуб. Дело в том, что его ведущая, Инна Альперович, забыла захватить диски с фильмами. Пришлось довольствоваться тем, что у неё случайно оказалось с собой. Это был фильм «Дама с собачкой», сделанный в Германии российским режиссёром Юлием Колтуном. Фильм необычный, я бы даже сказал, что он в какой-то мере – новое слово в киноискусстве. Дело в том, что это фотофильм. Я сказал при обсуждении, что мне доводилось принимать участие в изготовлении множества слайдофильмов, как правило, это были иллюстрации сценических рассказов, песенные клипы. Но снять художественный фотофильм в голову не приходило. А Колтуну пришло, и получилась мастерская работа. Как выразилась одна из зрительниц, классический рассказ Чехова мы знали с юности, но сейчас перечитать его никто не собирался. А тут поневоле прослушали его в мастерском прочтении. Да ещё с актёрской игрой, зафиксированной фотокамерой. Здесь тоже все были единодушны: фильм определённо понравился.

Теперь о том, что нас ждёт в ближайшие дни.

В пятницу – встреча «При свечах». Началов 18 часов. Опять напоминаю, что в газете - ошибка, «действительным считать» это время.

В субботу праздник, завершающий учебный год в русской школе «Кенгу.Ру», в которой занимается более 60-ти учеников. Для маленьких детей начало в 11 часов, для более старших – в 13. На празднике будут присутствовать, само собой, ученики школы и их родители. Но я приглашаю всех, у кого есть дети и внуки в возрасте от трёх до 12 лет: составить представление о том, что даёт школа детям, лучше всего можно, конечно, на празднике. Поэтому все, кто имеет намерение привести с сентября детей в школу, то лучше всего прийти на утренник 26-го июня. Чтобы увидеть товар лицом.

В воскресенье вся община работает на интернациональный праздник, который во второй раз пройдёт в Оберхаузене. Состоится он в помещении центра Altenberg. Он находится с тыльной стороны вокзала, там, где индустриальный музей. Начинается праздник в 11 часов, завершится в 19. Начало выступлений наших коллективов запланировано на 12.45. Мы представляем хор «Рина», детский танцевальный коллектив. Впервые на широкой публике выступит коллектив израильских танцев. Для тех, кто уже видал его танцы в общине, сообщаю: коллектив в воскресенье будет выступать в новых костюмах. Призываю всех прийти, поддержать родные коллективы.
Кроме того, мы впервые участвуем в «общепитовской акции».- наша община предложит блюда русской кухни. Особых разносолов не будет, а кое-что наши женщины немецкой публике всё-таки предложат. Думаю, что и нашим понравится. Приходите!

Вот и всё. Я не уверен, что в ближайшие недели будут писаться письма – даже мероприятия не предусмотрены – мы все будем готовиться, а потом и находиться, в Берлине на фестивале самодеятельных коллективов Союза прогрессивных евреев. Так что, не исключаю, что в следующем письме будут уже описываться результаты поездки в Берлин. На этом и попрощаемся. Осталось только предложить что-то в приложении к этому письму. Сейчас сделаю это. Вот, статью мне прислал Григорий Рубинштайн из Бохума. Она безапелляционно поддерживается большинством евреев и …меньшинством западных людей. Собственно об этом она и говорит.

Посмотрите, пожалуйста, ещё эту ссылку. Она о еврейских судьбах.

http://mi-israel.org/content/view/209/8/


На этом прощаюсь и желаю вам, друзья, насыщенной недели! Может быть, её украсят следующие телепередачи (их прислала Карин):.

Пятница, 25 июня, ARTE, 20:15 – «Цена возмездия»
Суббота, 26 июня, NDR 12:30 - 13:00 – «Путешествия по миру: по речному маршруту
между Петербургом и Москвой.»
3sat 14:00 «Графиня и русская революция».

ARTE 17:45 - 18:15 «За столом в Белоруссии»

ntv 20:15 - 21:10 «Ирод – иудейский царь».
Среда, 30 июня, ARD 22:45 - 23:30 «Еврейское лобби – поиск
следов в Америке»

Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: