Donnerstag, 3. Juni 2010

ШЛАХ ЛЕХА «Пошли от себя».

Шалом, друзья!

Вот и лето пришло, словно, холодно и не бывало. Хотя и сейчас ещё не жарко. Но это, честно говоря, не замечается. Потому что внутри жарко, в деле, в работе. Я взял пару недель отпуска по месту основного приложения сил, хотя никто не знает, какое из них им является на самом деле,  чтобы хоть что-то успеть в общине, но время летит, а дел ещё столько, что дух захватывает от бессилия перед временем. Как будто глядишь в бездонную пропасть. И никогда не услышишь звук падения камня, который ты бросил в эту пропасть. Смешно, в слове пропасть очень хорошо слышится слово «пасть». (Да и слово «пропасть» с ударением на последнем слоге тоже не из ласковых). И разницы никакой – время бесследно исчезает, пропадает, будто в пропасть либо пасть попадает.  Тем не менее, какие-то зарубки на древе жизни мы успеваем делать.

Такими на прошедшей неделе стали встреча «При свечах» и «Еврейский ликбез». Всё остальное было рабочей рутиной, которая, возможно, когда-то превратится в дела.

Встреча «При свечах»  отличалась от предыдущих, пожалуй, только темой возникшего разговора – воспитание молодёжи. Спровоцирована была эта беседа завершившимся показом фильма «Школа», который стал новым словом в киноискусстве. Причём, очень правдивым словом, настолько правдивым, что многие эту правду не выдерживают. В силу советской привычки, лакировавшей действительность, а также в силу желания беззаботно жить – ведь приятнее смотреть лёгкую кинокомедию, чем шоковый фильм. Вот, вокруг этих тем и завязался разговор у нас в пятницу. Получается, что с экрана московского телевидения он шагнул в нашу пятничную компанию. Возможно, что среди нас кто-то не изменил своего первоначального мнения, но всё равно – чужие мысли имеют свойство откладываться в собственной голове. Обмен мнениями был полезен.

«Еврейский ликбез» тоже не содержал ничего необычного. Мы начали знакомиться с последней книгой Торы, написанной от первого лица. Это предсмертная речь Моисея, речь – завещание, речь, в основном, повторяющая еврейские правила и законы, зафиксированные в предыдущих четырёх книгах Торы. Мне показалось, что материал был интересным и увлёк слушателей.

Тора вообще интересна – иначе её не стали бы изучать мудрецы во всех еврейских поколениях. Давайте посмотрим, например, о чём говорится в главе, которая станет предметом обсуждения в ближайшую Субботу. Это раздел

ШЛАХ ЛЕХА

Это переводится как «Пошли от себя». Если обычно Бог говорил Моисею просто в повелительном наклонении – «собери, приведи, исполни», более того, зачастую это звучало как «собери мне, пошли мне и т. д., то здесь говорится «пошли от себя» - такая «отсебятина» встречается один раз в Торе. И происходит это потому, что Моисей спрашивает Бога, можно ли послать по настоянию народа лазутчиков в Землю Израиля? Бог, зная, чем завершится история с разведчиками, и, будучи недовольным этой просьбой, и говорит «Пошли от себя». То есть не от него, Бога, а от Моисея. А ведь мог и запретить.  Но наши мыслители поняли, почему не было запрета: во-первых, у людей создалось бы впечатление, что Эрец и впрямь имеет недостатки, которые Моисей ли, Бог ли, хотят скрыть. А во-вторых, такие запреты рассыпали бы матрицу самого главного еврейского религиозного постулата: каждый сам выбирает в жизни путь для себя. Это что касается нравственного выбора. Но не только – евреи никогда не представляли себе Бога как высшее существо, управляющее всем, даже помыслами людей, со своего, уж не знаем какого мощного компьютера. Мысли и поступки человека вполне самостоятельны, за них он сам несёт ответственность. Чтобы лучше представить себе взаимоотношения «Человек – Бог», можно их соотнести с рекой, в которой человек волен сам избирать направление движения и стиль плавания. Единственное, что человек не может сделать, это выплыть из берегов этой реки – они определены Богом. В зависимости от религиозности можно считать, что эти берега определены Богом, природой, генами,  воспитанием, другими ограничителями, но не признать их наличие невозможно. Тора, конечно, ориентируется на существование Бога. Но его восприятие настолько сильно оказало влияние наше нееврейское окружение, что современный еврей во многих случаях не может чувствовать и представлять Бога так, как это предполагает иудаизм. Мы скорее представляем его себе старичком, каким его изображал «человек, сотворивший Бога» Жан Эффель или ликом с христианской иконы. В то же время иудаизм категорически запрещает любое даже умозрительное существование Бога в образе человека. Бог, согласно еврейскому взгляду, сгусток энергии, высший интеллект, если хотите, компьютер с совестью, создавший этот мир и до поры до времени являвший ему своё существование. Более этого не происходит, потому что вера или её отсутствие тоже стали в реке жизни стилем плавания, который мы вправе себе выбирать. Напоминаю, что в Талмуде есть слова, приписываемые Богу: «Не надо в меня верить, надо выполнять мои заповеди». Более того, иудаизм предписывает каждому еврею СОМНЕВАТЬСЯ в существовании Бога. Это значит, что иудаизм не боится этого сомнения, более того, признаёт открыто существование этого сомнения у каждого человека.  При этом иудаизм уверен, что каждый человек придёт к такому восприятию мира, в котором центральное место занимает высший Авторитет.

Что касается нашей общины, то я считаю невозможным интересоваться религиозными взглядами человека – мы открыты для всех. Грань же между религией и атеизмом настолько тонка, что порой даже не видна. Более того, атеист, бывает, более «верущ», чем завзятый ортодокс. Поясню таким образом: верующий человек верит в божественное начало, то есть в справедливое устройство мира. А то, что несправедливо, он воспринимает как решение высшей силы, которое неподвластно его интеллекту, его разумению. А Бог в некоторых случаях не опускается до объяснений своих действий. Что же касается второго человека, то он не верит в Бога, в лучшем случае он совесть называет Богом и он верит в справедливость, не имея на это никаких оснований. Жизнь, в которой нет высшей направляющей силы, постоянно доказывает ему, что мир устроен несправедливо, или, скажем так, не очень справедливо, и никогда, с его точки зрения, не придёт Мессия, чтобы царство справедливости воцарилось на земле. Тем не менее он упрямо продолжает верить в то, что надо жить по совести, он продолжает верить в справедливость. Без этой веры позволено всё, без неё зоологический эгоизм становится высшим приоритетом. Но этого не случается, человек всё ещё старается жить по справедливости, поступать по совести. И это при том, что не боится он ни кнута, ни пряника послесмертных, не верит он ни в рай, ни в ад. Так кто же больше верующий: тот, кто боится наказания и поэтому живёт справедливо, или тот, кто живёт также, не веря в загробную жизнь? Честно слово, не знаю, кого считать более верующим? Поэтому и не спрашиваю о вере и сам не люблю такого вопроса.

Вот как далеко занесло меня простое название главы из Торы. В которой речь идёт о разведчиках. А по сути о той же вере: надо ли было евреям безоглядно поверить, что обещанная им Богом земля будет течь молоком и мёдом, или послать людей, чтобы проверили, что это за земля? Как известно, Всевышний осудил евреев за проявленное сомнение. Но еврейский взгляд на мир позволяет обсуждать ЛЮБУЮ тему, поэтому давайте посмотрим, насколько справедливо было такое осуждение – ведь именно за этот грех евреи заплатили 40-летним хождением по пустыне. Хотя хождением это можно было назвать условно, поскольку, например, только в одном месте они стояли 29 лет.

Но вернёмся к сомнениям. Есть такая еврейская притча: царь решил женить сына. Он подобрал ему во всех отношениях великолепную невесту. Самое важное – подходящую принцу по характеру. Он сказал о своём решении сыну, но тот, несмотря, на уверение отца, что девушка красива, умна, воспитана, образована, заявил, что хочет с ней познакомиться, чтобы самому убедиться в её достоинствах. Так вот, мы по человечески этого принца понимаем, мы такие же - предпочитаем сами выбирать себе не только спутников жизни, но и друзей. Это естественно, не так ли? Так и евреи, сами захотели увидеть землю Израиля. За что же их наказали, за естественное желание? Но мы можем понять и царя – он-то был раздосадован тем, что не пользуется безоглядным доверием сына – девушка-то вправду была великолепна. Кстати, как вы думаете, царь уступил настоянию сына? Конечно, ведь в противном случае сын мог подумать, что не так уж она великолепна, раз её от него прячут. Так  и Всевышний, он разрешил посмотреть замлю Израиля - «пошли от себя», но осадок от недоверия его народа остался. Этот осадок и обошёлся нам в 40 «пустынных» лет. Но здесь-то и вступает правило религиозных людей, которое позволяет им смириться с любым Божественным решением: нам не дано знать, но мы слепо доверяемся У атеистов же это правило звучит чуть по-другому: «Всё, что ни делается, всё к лучшему!»  Чем оно лучше предыдущего? А ничем, как ни считай, а пустыня стала хорошей школой для народа, который вошёл впоследствии в землю, текущую продуктами, очень вредными для диабетиков.

Я так заболтался, что не остаётся времени поговорить о самой главе. Но мы к ней ещё когда-нибудь вернёмся. И на «Ликбезе», и в этих письмах. В письмах ровно через год. Да и на «Ликбезе», получается, не раньше. У нас осталось несколько глав до окончания знакомства с Торой – оно началось почти 5 лет назад. Мы отклонялись от нашего маршрута, но из берегов, предписанных Традицией, не выходили. Если всё будет идти по плану, то после Симхат Тора мы начнём с традиционным распределением глав одновременно. Насколько сможем идти «ноздря в ноздрю», покажет время. Время, которое, как мы выяснили в самом начале этого письма, летит неумолимо. Что же оно принесёт нам на предстоящих выходных? Начало месяца, если оно приходится на выход газеты, часто остаётся без мероприятий. Этому есть причина – мы никогда не уверены, что газета выйдет вовремя. По разным обстоятельствам. Вот и на сей раз, «Делет» должна была появиться в прошлое воскресенье, но те, кто её делает в Молдавии, не смогли из-за загруженности своевременно проделать свою часть работы. Поэтому газета чуть припозднилась. И поскольку у нас частенько бывает, что на мероприятия ходит немного народу, а без газетной информации его может быть ещё меньше, то мы стараемся не планировать новых мероприятий на начало месяца. Того, когда должны выйти газета.

Что же касается «немного народу» - то у меня есть свежий пример: День песни на стадионе Гельзенкирхена. Так случилось, что в прошлую субботу мне довелось побывать там во второй в жизни раз, я смотрел бой Виталия Кличко с очень слабым противником из Польши. И если бой мне не понравился, то я ещё раз увидел великолепный стадион Шальке. И подумал, насколько нелюбопытны некоторые из нас? Ведь есть возможность практически за бесценок (6 евро для членов общины и 11 для всех остальных) посмотреть стадион, на который люди со всей Германии и из-за границы специально приезжают, чтобы осмотреть его с экскурсией, а мы не едем, хотя он от нас в 20 минутах езды (?). Кроме того, что мы побываем на одном из лучших стадионов мира, мы будем иметь возможность посмотреть праздник, который наш Рурский регион готовил три года (!). Я не знаю программу этого праздника, знаю только, что там будут коллективы со всей Европы, там готовится нечто неординарное, нчетот грандиозное. А мы не хотим туда попасть! Не знаю… Я этого не понимаю…

Для тех, кто надумает присоединиться, сообщаю, что несколько билетов ещё есть. Надо просто позвонить в общину по телефону 0208 - 38 56 225 и записаться – вам скажут, есть ли ещё места (на эту минуту ещё есть). Деньги же можно будет сдать и при посадке – мы поедем коллективно, для чего встретимся в 18 часов в субботу на вокзале в Оберхаузене.

В рамках Дня песни пройдёт и выступление нашего хора в центре Оберхаузена, на рыночной площади. Начало - в 11 часов 20 минут. Приходите, поддержите единственный еврейский коллектив, который будет выступать в рамках праздника. Кстати, мы там будем не одни – до и после нас на сцене будут другие певческие коллективы. Какие – не помню: рекламные проспекты этого мероприятия лежат у нас в общине на столике при входе.

Кроме этого выступления и выездного мероприятия, нас ждёт встреча «При свечах» - пятница, 18 часов, и «Еврейский ликбез» - воскресенье, 15 часов.

Всё остальное – в газете. Она, начиная с пятницы, будет лежать в общине и в традиционных местах её распространения.

Теперь о том, что будет приложено к этому письму – такая у нас появилась традиция. Мне присылают материалы о последних событиях с участием миротворцев – бандитов, задержанных в море израильским спецназом.

  http://www.youtube.com/user/idfnadesk

Эту ссылку мне прислала Инна Шамес. Конечно, сейчас в Интернете можно найти массу кадров об этом событии, да и телевидение не страдает отсутствием доказательств того, что представляют собой эти «миротворцы», но кадры, присланные Инной, очевидно, найдены израильтянами прямо в видеокамерах «провокационнотворцев», Посмотрите их.

А заодно давайте посмотрим ещё раз кадры, снятые евреями.

http://video.orbita.co.il/view/?id=732

http://video.orbita.co.il/view/?id=731

Кроме этих актуальных свидетельств, давайте прочитаем статью, связывающую евреев и японцев и посмотрим на снимки из Израиля – они очень хорошо подходят к теме сегодняшнего разговора из Торы. Это кадры из Израиля – вот от какой страны отказывались еврейские разведчики. Папа – царь был прав – невеста была великолепна, но досталась она принцу через долгих 40 лет. Но и через 40 лет – страна – невеста была прекрасна. Она прекрасна навсегда!

 http://files.mail.ru/VAJV36

Всего вам доброго!

Ваш Лев Ш.

Keine Kommentare: