Mittwoch, 6. Oktober 2010

НОЙ.

Шалом, друзья!

Как я и пообещал, начинаем мы с «Хавы нагилы». Сегодня её будет петь Тамара Гвердцители – запись 1998 года. Ещё за 5 лет до этого в честь Гвердцители было посажено дерево в израильском «Парке мира» за особые заслуги перед Израилем. К слову, девичья фамилии её матери – Кофман. А какая ещё может быть фамилия у одесской еврейки? Ладно, давайте вдохновимся искусством великой певицы.

http://www.youtube.com/watch?v=w9IyJICXqJ4&NR=1

Теперь о наших делах. Сначала прошедших. В пятницу была встреча «При свечах». Вино было вкусное, разговоры интересными, цветочки, вручённые дамам, живыми. Так что, читайте, завидуйте...
В воскресенье, как всегда, был немецкий язык. Меня поправили, что там изучают не только грамматику. Понятное дело, что грамматика – не самоцель. Что прямо хдесь же учатся её применять в разговоре, переводе, письме... Так что, говоря о грамматическом уклоне занятий по воскресеньям, я имел в виду, что акцент на них всё-таки делается на теории, в то время, как разговорные упражнения имею всё-таки другой уклон. А цель в них одна – помочь нам получше освоиться в немецкой стране. Занятия по воскресеньям этому способствуют, те, которые ходят, говорят, что им нравится; введение небольшой платы почти никого не смутило.
Потом был «Еврейский Ликбез». Как и было запланировано, мы завершили чтение последней главы Торы, в которой Моше, взглянув с горы на Эрец Исраэль, умирает, и начали читать всё с самого начала. Конечно, читали мы немного, символически, потому что мы хотели отметить этот переход. Кроме того, нас поджимал киноклуб. Поэтому читать подробней первую главу будем в следующий раз, а в это воскресенье мы сели за стол. 5 лет назад, когда мы начинали «Ликбез», нас было немного, состав за это время сменился. Те, кто постоянно ходит, с удовольствием подняли стаканы с вином, закусывая его (напиток) калёными орехами. Мы выпили за мудрость нашего народа. Хочу заметить только, что те, кто стремится к Торе, не уменьшает эту среднюю мудрость, а, может, даже слегка увеличивает. Так, по-крайней мере, выглядят наши время от времени происходящие дискуссии.
Потом был киноклуб. Как и ожидалось, большинство выбрало «Розочку» - соблазнила тема. Но фильм, по мнению большинства зрителей, даже отдалённо не напоминал шедевр. Надуманный сюжет, схематические характеры героев, неоправданность их постцупков... Правда, фон, на котором происходили события, был интересен, в первую очередь,своей не очень широкой известностью. Это преследования евреев в социалистической Польше в 1967 - 68 годах. Когда страну покинуло 15 тысяч наших соплеменников. Простим авторам недостатки – еврейскаяч тема нам близка и понятна. Хотя от советского антисемитизма польский немного отличался. Именно в Польше во время этой антисемитской кампании появился такой анекдот: «В чем разница между антисемитизмом сегодня и до войны? До войны он не был обязательным».
В результате кампании по борьбе с сионизмом были уволены с работы тысячи людей. В первую очередь изгоняли евреев, работавших в госучреждениях, в вузах и школах, в сфере культуры, врачей, инженеров, профессоров, журналистов... Так что, фильм о вечном, об антисемитизме.
Теперь о том, что нас ждёт в предстоящие выходные?
Всё то же: «При свечах» в пятницу в то же время, т. е. в 18 часов.
В субботу Карин Хайм приглашает в клуб «Spiegel». Напоминаю, что на заседание надо захватить немного монет, т. к.каждое, произнесённое по-русски, слово «стоит» 20 центов. Начало в 16 часов.
В воскресенье тоже ничего нового: курсы немецкого, «Ликбез»... На сей раз он будет несколько новым. Хотя бы потому, что вести его буду не я – у меня в это время будет другая функция. Так что, приходите «на новенького». В 15.30.
А в 16.30 начнётся дискуссионный клуб «Бекицер». Правила его проведения не позволяют мне назвать, хотя хочется, тему предстоящего спора, могу сказать только, что она будет горячей. Очень. Настолько, что не исключаю того, что большинство будет придерживаться одного мнения. Как известно, бесспорные темы являются самыми спорными. Поглядим, как сложится на сей раз.
Как видите, программа выходных обычная. Эта размеренность, возможно, даже продуктивна. Как чтение глав Торы, когда количество их чтений переходит в убеждённость в их качестве. Актуальная глава Торы называется

НОЙ.
Это название в переводе не нуждается - имя человека, спасшегося во время Всемирного потопа известно каждому знающему путь в библиотеку. Это я говорю о времени моей молодости, сегодня просвещение приходит к тому, кто имеет телевизор. То есть ко всем. Хотя выбор книги не сродни выбору телеканала. Тем не менее мой контакт с современным нечитающим поколением позволяет утверждать, что их знания, хотя и не систематизированы, но достаточно широки. Телевихор стал источником знаний. Он же, безусловно, и лучший подарок. Я не упоминаю интернет, потому что телевизор пока всё-таки более привычен. А следовательно, привлекателен. Ладно, перейдём к Ною, который книг тоже не читал. Чем они там занимались на ковчеге целыми днями? Ведь даже карты ещё не были изобретены. Хотя никто точно не знает, где и когда они появились. Самая «старое» предположение относится к 11 веку и утверждает, что это был Китай. Шахмат во времена Ноя тоже ещё не было: как известно, они родились в Индии и лишь в первые века по общепринятому исчислению. Может быть, они там играли в кости? Вряд ли, самым старым найденным на землеигральным костям примерно 3000 лет, а Ной жил чуть пораньше. Точнее, примерно за 4 тысячи лет до этого. Значит, единственным развлечением на ковчеге оставались разговоры, споры... Как у нас в общине в выходные дни. В каком-то смысле община является для анс ковчегом – она спасает от ассимилирующих потоков. От только бы не пропустить момент, когда надо выпускать голубя!
Наша община существует пять лет, ноев ковчег плавал год. И жизнь там была беспокойная. Во-первых, на людях лежала забота о животных. Кормить их надо было в разное время суток. Во-вторых, с запахом животных было не очень приятно жить – душа уставала от постоянного общения с нашими младшими братьями, с их духом. В-третьих, в ковчеге был запрет на сексуальные отношения, что тоже было утомительно из-за их навячивого напоминания о себе. Кстати, один из сыновей Ноя, или в ивритском произношении Ноаха, нарушил этот запрет и вошёл к своей жене. По преданию, он был за это наказан чёрным цветом кожи, то есть он был первым афроевропейцем. Конечно, чёрная раса не рассматривается иудаизмом как наказание, просто, Бог решил отличить его от других братьев в память о его ослушании. Это всё равно, как если бы среди негров кого-то наказали бы белым цветом кожи. Чтобы отличался! В общем, жизнь в ковчеге была нелёгкой, её можно назвать годичным заключением в плавающей тюрьме.
Когда люди вышли из ковчега и ступили на землю, их охватило чувство печали из-за разрушенного водой всего живого на земле. И было, уверен, чувство радости от твёрдой почвы под ногами. Мне довелось однажды на Урале провести ночь в грузовом автомобиле в тайге, то есть там, где совершенно нет дорог. Единственная асфальтированная дорога в том краю соединяла райцентр с деревней, в которой Павлик Морозов совершил свой предательский подвиг. Мне трудно передать чувство, охватившее меня, когда под колёсами мы ощутили твёрдый асфальт – необычайная гордость за нашу цивилизацию! Думаю, что то же самое испытывала команда Ноя. Но это чувство быстро проходит – к благам цивилизации мы привыкаем мгновенно. Той цивилизации, которую камушек за камушком придумывали и складывали наши предки. Ной и его дети были заметные люди цивилизации – их камушки были побольше наших. Так они, ухаживая за животными, возродили понятие хэсед – доброта и милосердие, способность жертвовать своим ради других.
Здесь я прейду к одному моменту. Связанному с жертвенностью. В либеральной общине "Beth Shalom» города Мюнхена случился пожар. В ночь на 25 сентября в связи с техническим дефектом электроплиты загорелдось помещение общины. Случилось это ночью, люди не пострадали, а вот зданию и инвентарю нанесён значительный ущерб. Повреждены картины, книги, мебель... Многое не подлежит ремонту и восстановлению. А вот книги, например, подаются обработке вручную, потом заключаются в специальную озоновую камеру для удаления запаха горелого. Такая обработка одной книги стоит от 5 до 10 евро. Общий ущерб, нанесённый пожаолм, оценивается в 100 тысяч евро. Только инвентаря сгорело на 40 тысяч.
Общине надо помочь. Давайте проявим наш хэсед, нашу еврейскую солидарность. Любая сумма помощи не будет лишней. Деньги можно перевести на счёт нашей общины либо внести в кассу через социальных работников, которые будут заполнять квитанции.
О результатах этой акции мы, естественно, сообщим. Не хотелось бы только, чтобы она закончилась ничем. Но будем надеяться, что многовековая еврейская Традиция помогать друг другу окажется в нас сильнее многолетней советской науке – каждый за себя.

Перехожу к последней части послания – ссылкам на интересные материалы.
Во-первых, это телевизионные передачи.
В воскресенье , 10 октября поздно вечером, а точнее, в половине первого ночи, по ARD начнётся художественный фильм «Rosenstra?e». Напомианю, что он о борьбе немецких жён за освобождение своих еврейских мужей, ожидающих отправки в концлагеря. Фильм прекрасный, кто не видел, рекомендую посмотреть.
В понедельник, 11 октября, в 22.45 начнётся 55-минутная передача «Litrratutland Israel». Это предлагает канал «ARTE».

Во-вторых, это материалы на интересующую нас тему. В очередной раз прошу прощения, если какие-то материалы будут повторяться – мне трудно следить за этим. Сегодня предлагаю вашему вниманию, друзья, материал об Оскаре Шиндлере и известную песню Владимира Высоцкого с необычным фоторядом.

http://www.radio.cz/ru/statja/90909

Oskar Schindler

http://7iskusstv.com/2010/Nomer2/Gordon1.php

Gaber – Chimiker Ziklon S

http://plasmastik.livejournal.com/577241.html

Израиль с птичьего полёта

песня Высоцкого "Баллада о борьбе"

http://www.youtube.com/user/magavmeshari


Хорошей недели!
Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: