Freitag, 1. Oktober 2010

«Берейшит» (В начале).

Здравствуйте, друзья! «Шалом» вам после двухнедельного перерыва. Сейчас поговорим о нашем насущном, а пока хочу поделиться одной идеей. Вот, я пишу вам еженедельные письма, в лучшем случае вы их читаете, иногда просто просматриваете. Пишутся они по определённой схеме, в конце прилагаются ссылки. К сожалению, многое изменить я не могу, но одно новшество намерен ввести. Я хочу, чтобы вы читали письма с определённым настроением, хорошим, конечно. Поэтому я подумал, что неплохо ссылки давать в самом начале. Вернее, одну небольшую ссылочку. Я решил начинать письма с одной и той же мелодии – Хавы нагилы. Пусть она будет играть роль позывных в нашем общении. Мне кажется, что это создаст настроение, по-крайней мере, у меня именно так и происходит. Конечно, это будут разные исполения нашей песни, которая стала самой популярной на нашей планете. Я когда-то читал, что самой исполняемой песней была тоже еврейская «Бай мир бист ду шейн», которая обошла по этому показателю даже «Бесамэмучо». Но эта информация устарела – именно «Хава» стала всемирным хитом.
Я подобрал несколько исполнителей этой песни, но начать я хочу с её юго-восточного варианта. Помните, я пару недель назад включил ссылку на китайское исполнение еврейской песни, а оно оказалось христианским. Ничего, конечно, страшного не поизошло, но кое-кто воспринял этот момент неадекватно, хотя, по-моему, он тоже приятен – христиане поют еврейские песни. Но всё равно – ошибка произошла и сегодня я её компенсирую хором гононгкского университета. А заодно посмотрите ещё один коллектив с еврейскими песнями и демонстрацию в Японии в поддержку Израиля. В общем, теперь так будут начинаться все наши письма. Это новшество привязано к завершению осенних праздников. Пусть их настроение продолжится у нас целый год. Сейчас дам ссылки. До встречи через несколько, надеюсь приятных, минут.

http://www.youtube.com/watch?v=Xja9I74Aquw&feature=related

http://wejew.com/media/505/Japan_Hava_Nagila_/

http://www.youtube.com/watch?v=D61loMbQms8&feature=related

Теперь перейдём к тому, что произошло за утекшее в Лету время нашей жизни. Для этого придётся вернуться в уже давние дни праздника Йом Кипур. Его канун пришёлся на пятницу. Был раввин со всей семьёй. Людей могло быть, честно говоря, больше – всё-таки Йом Кипур. Но те пять десятков людей, которые, как принято, провели этот вечер в общине, не смутило то, что зал был не полон. Зато всё было по правилам: сначала мы поужинали (без вина), потом поговорили, затем была молитва Кол Нидрей. Яков Шварцман прекрасно пел «Авину Малкейну», прозвучал «Кадиш» по покойным родственникам. В общем, всё было традиционно и трогательно.
А через неделю был вечер в импровизированной сукке. На сей раз он начался со службы, потом все перешли в сукку. Надо сказать, что в её оформлении решающую роль сыграл господин Брилль, который организовал привоз трёх машин зелёных веток. А уж саму сукку украшал и строил Юрий Вагнер. Получилась сукка на славу – впервые мы отмечали праздник вне стен общины. По утверждению всех присутствующих он удался. Все игры и конкурсы были связаны с темами Суккота и, конечно, в центре вечера был рассказ об истоках праздника. Раввин Моше Навон кроме того беседовал с отдельными членами общины. В целом было по-домашнему, весело,этому способствовали музыка и песни Якова Шварцмана, за что ему огромное спасибо! Праздник получился! Теперь он ежегодно, надеемся, будет проходить на воздухе. При любой погоде.
В воскресенье состоялось праздничное мероприятие для детей. Проводил его Аркадий Хает. Пока родители на воздухе пили вино, дети познавали азы праздника. Импрвизированные их опросы показали, что им понравилось. Жаль, что мне пришлось рано уйти – надо было присутствовать на прощальном вечере главы католической церкви нашего города – он приглашён на высокую должность в Эссен. Это пасотр Дёрнеманн, который присутствовал на одном из наших праздников, который мы проводили в любезно предоставленном им помещении. Мы с ним сталкивались также при проведении межрелигиозного диалога. Милый, добросовестный человек – я не кривил душой, когда желал ему на прощание добра и успехов.
Вот и всё. Ну, работали, конечно, все коллективы, проходили все занятия. Полным ходом идут курсы немецкого языка, с ноября появятся ещё две группы, причём, они будут ориентированы на тренировку разговорных навыков. Одна группа будет для продвинутых, другая для, как бы это выразиться? – для менее продвинутых. А нынешняя группа будет продолжать работать – её руководительница, Ирина Соколовская, делает упор на грамматику, что тоже крайне важно. Важно также ценить то, что предоставляется. Ценить – в самом прямом смысле слова: ведь бесплатное, как известно, не ценится. С 1 октября, как и было заявлено, вводится плата за курсы – она будет символическая, но всё-таки будет. Ведь 10 евро в месяц – это и правда символика. Да ещё для членов общины и клуба друзей, как всегда, предусмотрена существенная, 50-процентная, скидка. Что касается разговорного немецкого, то первое время он тоже будет бесплатным, потом – покажет время.
Сегодня я заглянул в изостудию – там новшества и пополнения. Новшество в том, что сменился руководитель. Ольга Генерозова по уважительным причинам прервала работу. Ей низкий поклон за т о, что бескорыстно вела её, пробудив в группе женщин интерес к рисунку. Более месяца выставка работ украшала зал общины. Надо полагать, что одной стены для следующей экспозиции уже не хватит- количество участников после выставки возросло.
И ещё одна новостишка – после месяца раскачки в полную силу начинает работать студия восточного танца. Того, что просто именуется танцем живота. Хотя поглялев на преподавательницу этого вида искусства Лею Миневич, понимаешь, что живот в название вошёл для краткости – танцует всё тело и даже ...лицо. Здесь тоже вводится плата – в месяц 14 евро, а для детей – 12. Члены общины и их дети пользуются той же самой скидкой. Пробное занятие для всех бесплатно. Этим предложением стоит воспользоваться – приведите детей, посмотрите, какое их ждёт физическое будущее, если они займутся восточным танцем всерьёз. Надо ли говорить, что такой низкой цены нигде не найти. Мы бы вообще работали для наших членов бесплатно, но надо содержать помещение, оплачивать его, производить ремонт, проводить работу, в конце концов. Как-то нам приходится выживать. Это нас будет ожидать даже тогда, когда появится финансовая помощь. В самом скором времени, полагаю, на эту тему будут новости.
Теперь о том, что нас ожидает в предстоящие дни. Завтра, то есть в пятницу, встреча «При свечах». Я много раз рассказывал, как она проходит. Всё на ней традиционно: свечи, благословения, песни, лёгкий ужин и беседа. А вот она бывает разной. В прошлый раз мы говорили о всяких гаданиях, предсказаниях и прочих мистических вывертах. Конечно, говорили мы не только об этом, но эта тема дольше других была у всех на языке.
В субботу работает русская школа эстетического развития. Я о ней столько писал, что все уже всё знают. Надо только сделать один шаг – привести детей или внуков. Если хотите, чтобы они хорошо развивались. Ведь владение двумя языками – это гарантия более высокого интеллектуального развития. У двуязычного человека, в данном случае ребёнка, намного больше инструментов постижения мира и, в конечном счёте, воздействия на него. На эту тему написаны десятки работ. Я тоже могу об этом много чего рассказать, и не потому что я большой специалист в этом вопросе, а потому, что дважды писал проекты для школы (надо сказать, безуспешно – денег не дали), а в них приходилось излагать эту концепцию. Впрочем, есть и положительная практика: я имею в виду не себя, в полтораза более умного, а старших внуков, которые владея двумя языками как родными, действительно не страдают низким интеллектуальным коэффициэнтом. И если русский мир им мы открывали всё-таки по-любительски, то для младшего это делают профессионалы нашей школы «Кенгу.Ру». В общем, приходите на пробное занятие и сами посмотрите, как работает школа.
В воскресенье у нас киноклуб. Инна Альперович отобрала фильм «Розочка» и «Как я провёл этим летом». Возможно, вы слышали об этих фильмах. «Розочка» - это кличка женщины, работающей на польский КГБ. Работающей на него в постели. На сей раз её постель предназначена для сиониста. Сюжет фильма очень напряжённый – фоном личных событий стал выезд практически всех польских евреев из страны, где евреи жили веками. Второй фильм имеет призы берлинского фестиваля этого года. Три «Серебряных медведя» - два привезли актёры, один – оператор – это для российского фильма немало. Но вот отзывы о картине очень разноречивые: от её определения как «полный бред» до дикого восторга. Конечно, лучше всего самому посмотреть и определиться, кто в этом споре прав. Но для этого надо, чтобы большинство предпочло этот фильм польскому. А на наш выбор повлияет рассказ Инны Альперович о фильмах. Я же выбор уже сделал - если бы было возможно, то посмотрел бы «Как я провёл этим летом Розочку».
Вот и всё. Теперь пару слов о недельной главе. Она называется ...
«Берейшит»
(В начале).
Да-да, мы в самом начале Торы. Сегодня завершился праздник Симхат Тора – на его службе принято читать последнюю главу Торы и сразу же начинать первую. Наши мудрецы ввели это правило, чтобы чужаки не могли сказать, что евреи устраивают праздник по поводу завершения чтения Торы. Именно поэтому сразу же начинают читать её сначала: «В начале Бог сотворил небо и землю». И так происходит уже очень много веков: Симхат Тора – можно перевести как Радость или Праздник Торы. Потому что её изучение приносит радость. А как может быть по другому, если мы знакомимся с очень умной и глубокой книгой. Её жанр невозможно определить: лучше всего сказать «Книга жизни». Её, кстати, евреи так и называют - «Тора хаим». А ещё её называют ярмом, но это в скептические, трудные минуты – ведь по ней жить действительно очень нелегко. Но потом приходят светлые минуты, и люди радуются тому, что у них есть такое мировоззрение, помогающее жить и выживать. И в праздник Симхат Тора евреи танцуют со свитками Торы. Это символика – ведь с Устной Торой танцевать невозможно. А меж тем она – равноправна с Письменной, вернее, одна без другой просто немыслимы. Вот взять хотя бы первую главу, а в ней создание человека. Письменная Тора скупа на слова: «И сотворил Бог человека по образу Своему и подобию, сотворил его; мужчину и женщину – сотворил он их». И лишь Устная Тора проясняет подробности и частности. Так, в слове «сотворил» необычно выведены две буквы йуд вместо одной. Ошибка? Так почему её исправить вместо того, чтобы веками повторять её при переписывании Книги книг? Нет, мудрецы увидели в «ошибке» большой смысл: во-первых, двуединтсво души и тела, формы и содержания, так сказать, во-вторых, в человеке существуют диаметрально противоположные наклонности, имя которым «добро» и «зло», и, в-третьих, не случайна также странная фраза насчёт сотворения человека, мужчины и женщины, - Адам был мужчиной и женщиной одновременно. Ну, скажите, как столько веков назад могли мудрецы вывести физически двойственную природу человека? То есть то, что открылось науке только в последние 50 лет. Могли в древности знать, что ребёнок после зачатия имеет два пола, и окончательное его определение произойдёт спустя несколько недель. Продолжение этой теории заключается в истории создания женщины из ребра. Ребро имеется в виду то, синонимом к которому есть слово «грань». Бог разделил два существа, как сиамских близнецов, по грани, по ребру их общего тела. Именно отсюда пошла легенда о том, что с тех пор каждый человек ищет свою половину. По поводу сотворения женщины, напоминаю слова Торы: «Нехорошо быть человеку одному; сделаю ему подмогу соответственную». Есть разные переводы этого места, надо знать, что слово «помощница» - это «кенегдо», что означает «соответственно ему», но может быть переведено и как «против него». То есть жена может быть мужу и поддержкой, подмогой, но может быть его противником, помехой ему.
Есть хасидская история об одном раввине, звали его Йосе. Жена его была очень вредной и злой женщиной, она часто унижала его, даже перед его учениками. Люди советовали ему развестись, но он всё не решался. Однажды после занятий он пригласил в дом другого раввина. Когда они пришли, жена, недовольная тем, что муж привёл гостя, ушла из дому. Р. Йосе остановил её у выхода и спросил, что есть на ужин? Она буркнула, что в кастрюле цыплёнок. Когда р. Йосе достал кастрюлю, он увидел, что там варенье. Его гость всё слышал и видел. Р. Йосе вынужден был сам искать еду и подавать её на стол. Ужин прошёл в молчании. Потом гость сказал: «Отошли эту женщину прочь! То, как она ведёт себя, несообразно с твоим достоинтсвом.» «Согласно брачному договору я должен в случае развода выплатить ей большую сумму, которой у меня нет». Гость был состоятельным человеком и предложил ему необходимые деньги. История на этом не заканчивается, вернее, у неё есть продолжение. Р. Йосе женился впоследствии более удачно, а его жена тоже вступила во второй брак, но её преследовали неудачи. Новый муж имел более низкое положение – он был сторожем, ей пришлось сменить общество, к этому она не могла привыкнуть. Потом муж ослеп, стал нищим. Не буду утомлять вас подробностями, р. Йосе, в конце концов, поместил их в одном из своих домов, и обеспечивал до конца жизни.
Я рассказал эту историю не только к слову, но и чтобы подтвердить, что Тора – это учебник жизни. Её устная часть полна мудрости, заключённой в опыте народа, его истории, сотканной из миллионов разных бытовых, философских и прочих историй. Именно об этом мы говорим на нашем «Еврейском Ликбезе». На сей раз мы отметим завершение одного годового цикла чтения Торы и начала другого. Ровно 5 лет назад мы начали знакомиться с Торой, именно столько лет нам понадобилось, чтобы прочитать её от первого слова «В начале» до последнего «Исраэль». И вот мы начинаем новый круг, сколько он продлится, трудно сказать. Как он будет развиваться, тоже из сегодняшнего дня не видно. Но пока мы начинаем с первой главы. Поэтому я приглашаю всех, кому интересна мудрость нашего народа на «Ликбез». Вернее, всех, кто хочет немного взять от этой мудрости.Именно в этом сила иудаизма: люди создали коллективную мудрость, которая возвращается к людям. Из поколения в поколение. На нашем эта связь не должна прерваться. Начало «Ликбеза» в 15.30. В этот раз в 16.00 мы уже поднимем стаканы. И первый тост будет: «За мудрость Торы!»

Теперь пару ссылок.
Во-первых, это статья о евреях – предателях Израиля: что поделаешь? – среди нас есть всякие.

http://files.mail.ru/LXPSAG

Во-вторых, просто приятная клезмерская мелодия из Будапешта. Пусть с еврейской музыки началось наше общение, пусть ею и завершится. Пусть она всегда звучит в ваших сердцах.

http://files.mail.ru/S08UZY

Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: