Mittwoch, 20. Oktober 2010

ВАЕРА (являлся)

Шалом вам!
Уже традиция – начинаем с главной еврейской песни. Пусть хорошее настроение скрасит шероховатости моего стиля, спровоцированные цейтнотом и поспешностью. То есть жанром таких посланий. Давайте сегодня послушаем Иосифа Кобзона и мысленно пожелаем ему сносного самочувствия:

http://www.youtube.com/watch?v=n26uQOrNtIU&feature=related

А теперь, как говорят в Африке, вернёмся к нашим бананам. Мне не терпится поговорить об одном предстоящем мероприятии, но сначала всё-таки о том, что было на истекающей дождями неделе.
На встрече в пятницу всё прошло, как обычно. Среди тем разговора доминировала беседа о здоровье, вернее, о вредности полезного питании. Что ж, даже на эту банальнейшую тему можно тоже поговорить. Вспомнил сейчас старый анекдот на тему диеты:
Врач в палате говорит больному: - Результаты ваших анализов прибыли, диагноз установлен. Мы положим вас в отдельную палату и кормить будем только пицей и блинами. – Эта диета поможет мне выздороветь? - Нет, просто ничего другое в щель под дверью не пролезает.
В общем, поговорили мы. И песен попели. Кстати, о песнях. В воскресенье в общине состоялся песенный вечер. Это уже в третий раз. Впервые мы провели его лет 10 – 11 назад, когда общины ещё не было, и прошёл он тогда в немецко-русско.еврейском культурном Центре «Трио». Во второй раз мы коллективно пели в прошлом году. И вот в третий раз песня стала на вечер хозяйкой зала. Звучали, конечно, и еврейские песни, но, в основном, русские. Те, с которыми мы выросли, под которые танцевали, любили... да всё мы под них делали. Самое приятное, мне кажется, было то, что каждая песенная строка, а их прозвучало много во всяких конкурсах, немедленно подхватывалась всем залом. На вечере показали своё умение два немецких гитариста (один из них будет плотно сотрудничать с нами в ближайшие месяцы) – так вот, полагаю, что они сильно удивлялись нашему подхвату любой песни. Я представил себе, что такое мероприятие проходит у коренных жителей, и какие песни будет петь зал? Английские? Во всяком случае такой массовости, такой песенной культуры, как у выходцев из СССР, на Западе нет. Мне уже много раз доводилось говорить о песне, о том, что и войну она русским помогла выиграть, и что ошибся дедушка Ленин - не кино, а именно песня является самым массовым из искусств. Прошедший вечер подтвердил последний постулат. Мне показалось, что попели все от души. Будем пробовать подобные вечера делать чаще. Спасибо Михаилу Непомнящему, подготовившему и проведшему этот вечер.
Теперь о предстоящей неделе. О том мероприятии, которое мне не терпится назвать, я расскажу чуть позже, а пока, о других. В пятницу пройдёт «большой» Шаббат. Приезжает раввин Моше Навон. Начало в 17.30. Схема проведения Шаббата тоже известна всем, кто хоть раз побывал у нас. Скажу только, что хотя форма известна, она у нас постоянно наполняется новым содержанием. Я не имею в виду первую часть, хотя и здесь раввин Навон всегда старается рассказать что-то новое, интересное, я говорю о второй, застольной части. Надеюсь, что нам удастся сделать и на сей раз этот вечер встречи Субботы интересным. Тем, кто смущается переступить порог общины, я советую: приходите, у нас приятная атмосфера. Убеждены, что вам будет интересно.
В воскресенье – немецкий язык. Надеюсь, вы видели в прессе фотографию нижне-саксонского министра, турчанки по происхождению: она была снята с далеко высунутым языком, который был раскрашен в цвета немецкго флага. Не знаю, как точно и литературно перевести текст этого плакаты, что-то вроде, «Вперёд с языком в жизнь». По-русски это звучит даже ярче, поскольку слово «язык» имеет в отличии от немецкого два значения. Я это всё к тому, что немецкое общество стало говорить о том, о чём мы должны кричать: нельзя жить в стране и не знать её языка! Давайте положим руку на сердце – мы делаем далеко не всё, чтобы одолеть немецкий. Мы находим для своей слабинки десятки отговорок и оправданий. Но их не может быть – язык надо учить. Сегодня Германия говорит о мусульманах, не желающих интегриироваться в немецкое общество. Но признаемся, что это касается и нас. Пусть не в такой пропорции, но и у нашей эмиграции есть свои, как говорят немцы, чёрные овцы. Да, мы можем отсидеться в нашем культурном гетто, но поймут ли нас даже наши с вами земляки? Имею ли я право упрекать? Полагаю, что могу высказать соображения по любому вопросу. Тем более, что прилагаю немало усилий для интеграционной помощи. Те же курсы немецкого языка – на последжнем занятии я видел, что присутствовало человек шесть. Конечно, для изучения языка это очень неплохо, но мы же сейчас не об этом. Из сотен наших людей, нуждающихся в помощи при изучении немецкого языка, на занятия ходит меньше десяти? Да и на интеграционных курсах, которые можно получить бесплатно и заниматься на них в посильном режиме, тоже ходит немного наших людей, имеющих на это право. А ведь помимо оплаты учёбы немецкое государство тратится ещё на оплату проезда. Не понимаю... Да, многие владеют немецким на уровне В-1, но ведь многие ещё не достигли этого уровня. Почему не записываются на курсы, мне не ясно. Очень большое количество мусульман закончило 4 – 6 классов, а то и вообще не умеет ни читать, ни писать. Но мы-то с нашими средними, средне-специальными и высшими образованиями, мы-то чего сподобляемся им. Или как в старом анекдоте: давайте их беречь, а то за нас возьмутся. А судя по всему общественность и правительство берутся наконец за тех, кто не хочет (фактически) учить язык и интегрироваться. Конечно, среди нас много пожилых людей, которым трудно справиться с языком. Но я же говорю не о результате, а о желании прийти к нему. В общем, заканчиваю проповедь с надеждой, что мы не ударим лицом в грязь. Приходите на наши курсы, записывайтесь на интеграционные. Посещайте наши мероприятия, которые продвигают нас ближе к нашей стране нынешнего проживания. И последнее: я не хочу, чтобы у вас создалась картина тотального нежелания у русских евреев учить немецкий. Я могу привести десятки примеров невиданных (и успешных) усилий, которые прилагаются, чтобы одолеть язык. Причём, и у пожилых людей в том числе. Но я не стану этого делать – ведь такие примеры знакомы каждому из нас. Как и обратные. Так давайте помогать друг другу в этом неизбежном для нас деле. Мы делаем немало: послали на курсы преподавателя, причём, они были не бесплатные: часть расходов взяла на себя община, часть сама Ирина Соколовская, мы предоставляем помещение, наливаем чай, о! мел выдаём – учись не хочу! Давайте хотеть. Занятия по воскресеньям в 14 часов. С 1 ноября будут ещё разговорные группы.
В 15.30, как всегда, будет «Ликбез». Как уже писалось, мы начали с первой главы Торы. В прошлый раз говорили о сотворении мира, в это воскресенье перейдём к созданию человека. Через пару строчек вы увидите, что мы уже отстаём от традиционного чтения, но что делать? – мы, во-первых, говорим о главах Торы очень подробно, во-вторых, иногда отвлекаемся. Так, в позапрошлый раз занятие проводил Михаил Шилин. Он решил наполнить паруса нашего кораблика совершенно другим ветром – он рассказывал о евреях – мореплавателях и евреях – пиратах. Что ж поделать с тем, что евреи повсюду играли значительную, непропорциально большую роль в истории цивидизации. Вот и в морском деле тоже. Я об этом ещё и к тому, что мы готовы предоставить на «Ликбезе» слово каждому, кто может и хочет что-то поведать другим из еврейской истории, философии, Традиции... Не стесняйтесь, давайте попробуем. И поскольку евреи – монотеисты, скажу так: не Бог горшок обжигает.
И наконец-то о заветном. В воскресенье в общине состоится концерт Жанны Мироновой. Я думаю, что большинтсво считает также, как и я - это событие! В нашей афише укаано, что в этот вечер будут петь Жанна Миронова и Мария Шефер. Пусть Мария не обижается, я её слышал на концерте, она прекрасно поёт, но сейчас я о Жанне. У Жанны Анатольевны это будет уже пятый концерт в общине. Получается, что она выступает раз в год. И всегда это праздник. Потому что Жанна – удивительная певица, умеющая передать зрителям самые потаённые чувства. Она не просто поёт, она играет каждую песню, она переживает её вместе с залом. Невозможно не поддаться её сценическому обаянию. Впрочем, как и тому, которым она обладает и вне сцены. И в этом смысле она с Машей Шефер хорошо дополняют друг друга. Это тот случай, когда две творческие личности настолько велики, что не мешают друг другу на сцене, не конкурируют друг с другом, а оттеняют одна другую. Полагаю, что все, кто придёт на концерт, убедятся в этом. Начало его в 17 часов. К сожалению, служба рекламы ещё не поставлена у нас даже на сносном уровне, поэтому о концерте знают только читатели «Делет». И вы, которым я сейчас об этом напомнил. Поэтому, думаю, что моя просьба будет уместна: дайте знать всем вашим близким, друзьям, знакомым о предстоящем концерте. Те, кто придёт слушать певиц впервые, убеждён, останутся довольны, а те, кто имел возможность наслаждаться песнями Жанны и Маши, сами в этом убеждены. Цену билета мы решили установить в 5 евро. Члены общины, естественно, пользуются скидкой (чтобы не возиться с монетами) - для них вход будет стоить 3 евро. Считаю, что это несопоставимая с получаемым удовольствием цена. Но есть ещё в жизни прекрасные вещи, которые достаются нам дёшево. Предварительная продажа билетов будет проходить, начиная с пятницы. Напоминаю, что в нашем зале всего примерно 80 мест.

Теперь о недельной главе. Она называется
ВАЕРА (являлся)
Много событий происходит в ней. Здесь и рассказ о том, как Авраам в отвратительном мире мелких мирков, основанных на эгоизме и родственности, демонстрировал основы гостеприимства, здесь и обещание Бога немолодой Саре родить сына, и описание антигостеприимных законов развратных Содома и Гоморы, и повествование того, как они были полностью разрушены, а спасена только семья племянника Авраама, Лота. Да и не из-за родства с правдником спасена, а потому что он несмотря на расхождение с Аврамом по многим вопросам нравственности, всё-таки сохранил в себе некоторые основы порядочности и веры в спаведливость. В этой же главе и известная история о том, как дочери Лота (кстати, я никогда и нигде не встречал их имён) напоили отца и легли поочерёдно с ним. Тора не скрывает и позорных страниц еврейской истории. Правда, Лот и его дочери не были евреями, хотя и приходились родственниками Аврааму. Но еврейство, в первую очередь, состояние сознания и духа, а во вторую уже кровная сопричастность. Тем не менее, история непотребная. Особенно в её главном действующем лице, Лоте. Ведь он прекрасно знал, что уничтожение двух городов не было вселенской катастрофой, как полагали его безымянные дочери. Это-то и подвигло их, как известно, на близость с отцом.
Дальше в этой главе Сару похищает царь Авимелех. Это значит, что Сара и в пожилом возрасте отличалась неувядаемой красотой. Вообще-то история запутанная, из которой неясно, почему Сара и Авраам не признались, что они супруги – объяснеие Авраама, что он боялся, будто его убьют, меня не совсем убеждает. Но продолжим: позже 90-летняя Сара рожает Ицхака. Затем Авраам изгоняет своего старшего сына Ишмаэля с его матерью, Агарью. Вы представляете себе ситуацию, когда надо выгнать собственного сына? И в окончательном этом решении бытовые причины были не основными – главным же было то, что этого потребовала высшая справедливость, то есть та, ради которой Авраам жил на земле. А жил он по правилам иудаизма, хотя и не знал этого слова, он только мечтал о том, чтобы его наследники были тоже людьми справедливыми.
Забегая вперёд, скажу, что связь Авраама с Ищмаэлем не прервалась, но это опять же была кровная связь, духовная так и не появилась. А вот мусульмане считают, что именно Ишмаэль стал духовным продложателем дела отца. Причём, что интересно, ислам моложе иудаизма на две с половиной тысячи лет, а вот считает, что лучше знает то, что происходило с нашими праотцами. Так, ислам утверждает, что последняя часть этой главы, рассказывающая о жертвоприношении Ицхака, относится к Ишмаэлю, прародителю арабских народов. Ладно, об этом в другой раз, а сейчас замрём на минуту – в Торе происходит самая трагическая история всех времён и народов: отец готовится убить собственного сына. Этот эпизод называется акеда – связывание. Авраам связал 37-летнего Ицхака и занёс уже нож, чтобы зарезать его. Но почему? Неужели принципы важнее жизни собственного сына? Да, отвечает Тора, важнее, ибо нет ничего важнее, чем принципы. В этой бесчеловечной, казалось бы, сцене, Авраам демонстрирует готовность пойти на всё, чтобы жить по справедливости. Сделайте, правда, скидку на время, в которое происходило действие – человеческие жертвоприношения происходили вокруг повсеместно, и эпизод акеда воспринимался тогда совершенно по-другому, нежели сегодня. В переносном смысле получалось, что сам еврейский Бог остановил руку, направленную на исполнение жертвоприношения человека.
Обычно я подробней рассматриваю один момент из недельной главы, сегодня же все настолько важны, что надо было все упомянуть и выделить один из них было бы неверным. Возможно, впереди нас ещё будут ждать такие обзоры.
А теперь обычные приложения. Здесь концертное выступление еврейской девушки, его прислала Раиса Шварцман. Надеюсь, понравится.

http://www.youtube.com/watch?v=dt47D8n1AUU&feature=related

И вот ещё: речь Авигдора Либермана. Конечно, она уже не совсем актуальна, но всё-таки...

http://files.mail.ru/M8O15Y

А объяснение такое: я наконец-то начал наводить порядок в море присланных мне материалов. До идеального порядка ещё далеко, но всё же... Завершу анекдотом о порядке и о море.
- Я был моряком.
- И почему же вы покинули море? - Видите ли, я стал стареть, многое забывать, путать, а на море порядок должен быть идеальный. - И чем же вы занимаетесь сейчас? - Я устроился фармацевтом в аптеке.
Всего вам хорошего, друзья!
Ваш Л. Ш.

Keine Kommentare: