Freitag, 11. Februar 2011

ТЕЦАВЭ «вели»

Шалом, шалом, шалом! Так и тянет сказать: «И утром три шалома!» Но шутки в сторону, давайте из нашего практически нееврейского быта переключимся на национальные ценности. По-крайней мере, попробуем. И поможет нам в этом «Хава нагила хава». Ту, что прозвучит сегодня, я нашёл под титулом «Сёстры Берри». Но о сёстрах рассказывают только фотографии, а звучит прекрасная оркестровка. Напомню вам, что Клэр и Мирна Берри были когда-то Кларой и Миной Бейгельман. Родились они в семье эмигрантов из России, стали всемирно известными. В Союзе они выступали в 1959 году – их популярность среди русских евреев была грандиозной. Жаль, что сейчас мы не услышим их голоса, но всё равно...
http://www.youtube.com/watch?v=ahIhjWHnEkw&feature=related
Вчера Броня Гринберг пополнила мою коллекцию «Хав» новым её исполнением. Что ж, поскольку она дополнительная, побалую вас, друзья, второй ссылкой. У нас уже была Хава из Тайнланда, пожалуйста, ещё одна.
http://win.mail.ru/cgi-bin/getattach?file=%d0%a5%d0%90%d0%92%d0%90%20%d0%9d%d0%90%d0%93%d0%98%d0%9b%d0%90%20%20%d0%a2%d0%b0%d0%b9%d0%bb%d0%b0%d0%bd%d0%b4.url&id=12973252760000000100;0;1&mode=attachment&channel=&notype
Теперь давайте поговорим о недельной главе. Она называется
ТЕЦАВЭ
Может быть, кто-то помнит, что это означает «вели», в том смысле, что «прикажи». Мне уже доводилось писать о профилактике культа личности в иудаизме, навеваемого этой главой, о заповеди зажигать менору – это тоже из обсуждаемой главы. Сегодня же я хочу поговорить о том, что передаётся нашим детям по наследству. Вот что сказано в самом начале главы: « А ты приблизь к себе Аарона, брата твоего, и сыновей его с ним из среды сынов Израиля для его священнослужения Мне: Аарона, Надава и Авиву, Элазара и Итамара, сыновей Аарона» В этой связи я хочу спросить: а куда подевались дети Моше? Почему о их судьбе нет ни слова в Торе? Последний раз они появляются, когда прибывают в лагерь евреев вместе с матерью, Циппорой, и дедушкой, Итро. И всё, больше ни слова. В то время, как дети Аарона продолжают действовать, они становятся коэнами, то есть священниками. Как известно, Моисей обиделся, точнее, опечалился тем, что не его дети стали священниками. Но Господь успокоил его: «Дети твоего брата всё равно, что твои!» Это верно, но «всё равно, что твои, не означает просто «твои». Так что это успокоение слабовато должно было действовать. Так в чём дело? Может быть, всё объясняется просто: сыновья Моисея, Гиршон и Элиэзер, были теми, на ком природа отдохнула?
Кстати, их мать тоже больше не упоминается в Торе. Правда, часть комментаторов считает, что кушитка (из земли Куш), которой позже были недовольны Аарон и Мириам, сестра Моисея, и есть Циппора, это и есть Циппора.
Отвлекусь ненадолго, раз заговорили о Циппоре. Есть разные версии о её происхождении. Раз она была кушиткой, то, значит, темнокожей. Но почему в таком случае Тора нигде не упоминает расы жены Моисея? Есть и другое мнение, которое считает, что у Моисея были две жены: Циппора и ещё одна, темнокожая. Удивляться здесь нечему – двоежёнство было обычным деломв те времена. Известно, что Моше долгие годы не вступал в супружеские отношения с Циппорой. Возможно, что из-за второй жены. Хотя большинство комментаторов сходится на том, что у него всё-таки была одна жена, и супружеское воздержание было вызвано его общением с Богом. То есть постоянным высоким духовным состоянием, которому секс никак не соответствовал. Но не исключено, всё-таки, что воздержание было вызвано просто отсутствием жены. Тогда напрашивается вывод, что, возможно, она вместе с сыновьями вернулась к тому народу, в котором родилась. Вернулась вместе с отцом, Итро, который принял иудаизм, но решил принести лучшее, с его точки зрения, мировоззрение своему народу. Может быть, его дочь и внуки поступили также? Хотя все они успели проникнуться иудаизмом. Как известно, Циппора лично сделала Гиршону (в других переводах ГиршоМу) обрезание, то есть иудаизм стал её мировоззрением. Но я сейчас подумал вот о чём: а почему сам Моисей своим детям не сделал обрезание? Да, он жил среди неевреев и поддался их влиянию, в том смысле, который Ильич вложил в пребывание в обществе, от которого нельзя быть свободным. Да, он, как и многие из нас, пренебрегал иудаизмом, потом стал его апологетом. И ещё: Моисей был выдающимся человеком, но человеком, со слабостями и недостатками. О чём еврейская традиция позволяет говорить открыто. Это вам не тот же Ильич. Или какой-то другой социалистический божок. Помню, в далёкие 70е годы в журнале «Корея» довелось видеть фотографию памятника. На стелле были высечены такие слова: «На этом месте 9-летний Ким Ир Сен избил байского сына». То есть мальчик безгрешен был с детства. А наши герои с детства были людьми из плоти и крови с недостатками и грехами. Но вернёмся к сыновьям Моше. Так что с ними случилось: ушли или остались?
Внимательные читатели могут заметить, что косвенно, но имена обоих сыновей упоминаются позже. Тогда, когда говорится об их детях, внуках Моисея. Сына Гиршона звали Шевуил, а Элиэзера - Рехавия. Значит, первая версия более точна – дети Моисея ничем выдающимся не отличались. Лишь внук Шевуил был хранителем сокровищ, но, повторяю, выдающихся людей среди потомков Моисея не было – они были обыкновенными левитами. Получается, что Моисей передал им от своих талантов очень мало. Что ж, такое встречается. Моисей был в первую очередь великим организатором, агитатором и пропагандистом. Он был умелым пророком в том смысле, что чувствовал будущее и умел выбирать правильное направление пути. Он был и великим государственным деятелем, хотя государства у него не было. Он был прекрасным политиком и дипломатом, хотя и об этих его ошибках говорят комментаторы. Короче, он был гением. А дети – рядовыми людьми. Возможно, посредственными. Мог ли Моисей устроить их в жизни получше? Наверное. Наверное, он страдал от серости своих детей. Но у евреев даже «вертикаль власти» была демократичной. В Северной Корее, Азербайджане, Кубе и других нецивилизованных странах первая должность наследуется, то есть передаётся детям или другим родственникам. Я понимаю, когда дети людей художественных профессий являются продолжателями талантов родителей. И не потому, что эти таланты «сидят» в генах, хотя и это не исключено, но потому что воспитание и вся домашняя атмосфера способствуют раскрытию способностей, их раскрепощению.. Не исключаю, что занятость Моисея не позволяла ему заниматься детьми, поддерживать их таланты. Что ж, так сложилось – Моисей стал величайшим человеком, его потомкам оставалось только гордиться им.
Но перейдём к прошедшей неделе.
Само собой, начнём воспоминание со встречи «При свечах». Было уютно и интересно. Разговор очень естественно перепрыгивал с темы на тему. Мы говорили о сексуальных меньшинствах, о Бабьем Яре... В общем, обычная беседа. Та, что определена как роскошь человеческого общения.
В субботу мы смотрели фильм в рамках рубрики «Виде-О!» Как я и обещал, зрелище на экране назывался «Веруны». Я объяснил, почему я картину предварительно не смотрел и включил видеопроектор. Мы окунулись в мир фанатиков от религии и не только фанатиков, а просто бездумных людей, не умеющих толком ответить на простые, хотя и провокационные, вопросы и упрёки ведущего американского телевидения. Фильм всем понравился. Безоговорочно. Надо отметить, что такой фильм мог появиться только в подлинно свободной стране, то есть в США. Ни в Германии, ни в России, ни (увы!) в Израиле его не пустили бы в прокат, а если бы даже это произошло, то легко представить себе, какая бы началась кампания в обществе! Фильм высмеивает дураков от христианства, ислама, иудаизма... Я считаю, что ответом на обвинения авторов фильма в сфере иудаизма является либеральный иудаизм. Который, впрочем, сегодня тоже нуждается в каком-то реформировании. Эти полтора – два часа не стали для зрителей потерянными. Напротив. Жаль только, что их было немного. Что ж, сами виноваты.
В воскресенье основным событием стал выезд нашего театра и хора в Унну. Мы повторили ту же программу, что показывали в Мёнхен - Гладбахе, то есть «Самуила Шпака» и палитру песен «Рины». Зрителям очень понравилось, долгие авации были артистам и певцам наградой. Здание либеральной общины Унны и приём, который наши самодеятельные артисты там встретили, оберхаузеновцам очень понравились. Не могу не упомянуть, что те, кто хотел, смог пройтись по Унне – Масен, вспомнить те места, которые стали почти для всех первой встречей с Германией. Некоторые нашли домики, в которых они жили, в любом случае поход по городку был очень впечатляющим и ностальгическим. Возможно, мы там ещё окажемся.
Теперь давайте о том, что нас ждёт. В общем-то схема известна. В пятницу в 18 часов «При свечах». Приглашаем! Приходите без всяких церемоний.
В субботу клуб «Spiegel" c Карин Хайм. В 16 часов. Для тех, кто хочет улучшить свой немецкий язык и знания о Германии. «Географическая» тема на сей раз будет «Город Штуттгарт». Вообще разговор будет литься свободно. Насколько это возможно для нас на немецком языке.
В воскресенье в общине пройдёт ежегодное собрание. Традиционно будет отчёт о работе правления, его обсуждение, отчёт ревизионной комиссии о финансово – хозяйственной деятельности правления. Конечно, возникнут разные вопросы. Мы надеемся что абсолютное большинство наших членов обязательно придёт к 12 часам в общину.
Теперь немного о телепередачах. Но сначала о переводах их названий. Карин написала название фильма «Сердце Женни" или что-то в этом роде, имея в виду жену Маркса. Я же почему-то прочитал это как «Сердце Ленина». Поскольку я стёр давно её письмо, то теперь восстановить почему я букву J принял за L, уже невозможно, но, думаю, что те, кто воспользовался этой рекомендацией, разобрались в конце концов, чьё сердце имелось в виду. Тем не менее, прошу прощения. И ещё одно «тем не менее» . отныне буду писать названия передач на немецком языке: те, кто способен их смотреть, сможет и о них прочитать. Итак, нам немецкие телевизионщики предлагают:

Freitag, 11.02 Arte 22:40-0:10 Durakowo- Dorf der Narren, russische Patrioten
Sonntag, 13.02 Phoenix 14:00-14:45 Abrechnung mit Stalin. 1956 Aufbruch im Osten
14:46-15:30 Stalin, der Tyrann- Verbrechenam eigenen Volk
15:30-16:15 Nikita Chruschtschow-der rote Zar
ZDF 20:15-21:55 Schreckensjahre (deutsche Geschichte in zwei Teilen)
21:55-22:40 Schreckensjahre- die Dokumentation
Phoenix 23:30-0:15 Der kaukasische Knoten, eine Reise nach Nagorny Karabach
Montag, 14.02 ZDF 20:15-21:50 Schicksalsjahre zweiter Teil
Mittwoch, 16.02. NDR 20:15-21:00 Wildes Russland-Ural

Спасибо, Карин!
Теперь перейдём к тому, что я получаю от большого количества адресантов. Из огромной массы материалов, выбираю малую часть, конечно, имеющую отношение к еврейству.
В приложении два письма. Одно уже попадало в поле моего зрения, возможно, даже оно знакомо и вам, т. к. не исключаю, что оно уже было в рассылке. В любом случае это было давно, можно ещё раз почитать. Оно об Иерусалиме. Прислала его Инна Шамес.
http://files.mail.ru/75FJ9R
Второе прислано Инной Белиловской. Оно о судьбе еврейского антифашисткого комитета.
http://files.mail.ru/XV7FNQ
И в заключение ссылка присланная Борисом Нейманым из Торонто. Это песня «Их либ а мэйдалы фын Тель Авив» Она хороша не только сама по себе, но и видеорядом, представляющим старый Тель Авив.
http://tarbut.zahav.ru/cellcom/music/article.php?view=925
На этом позвольте попрощаться. Хотя нет. Давайте расскажу шутку на посошок. Её только что прислала из Израиля уже упоминаемая сегодня Броня Гринберг.
Известная пианистка Мария Израилевна Гринберг обладала большим чувством юмора. В 1967 году, во время Шестидневной войны, советская пропаганда именовала Израиль не иначе как «агрессором», пианистка всегда представлялась Марией Агрессоровной.
Всё.
Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: