Freitag, 18. Februar 2011

КИ ТИССА (Когда возьмёшь).

Шалом, друзья! Шалом тем, кто вблизи, и тем, кто от нас подальше, но всё интересуется жизнью нашей общины, да и этими письмами!
Вот ещё одна неделя пролетела, сейчас вечер среды, в общине идёт репетиция танцевального коллетива израильских танцев, а я сел за компьютер. Просмотрел почту, Написал Ефиму Чёрному по поводу его предполагаемого концерта у нас в общине, и, вот, думаю, с чего начать послание. А впрочем, чего думать, с «Хавы, нагилушки, хавы», конечно. Сейчас ткну, не глядя, в список. Ну, вот, выбралась «Хава» из Венесуэлы. Пусть исполнение не совсем совершенно, но етественность сглаживает простоту, которая в данном случае на некотором расстоянии от гениальности. Но «Хава» хороша в любом исполнении. Мне она нравится даже, когда я сам её пою.
http://www.youtube.com/watch?v=LgvKCucx0oU&feature=related

А теперь перейдём к недельной главе. Она называется
КИ ТИССА
(Когда возьмёшь).
Это очень обширная, насыщенная многими смыслами глава. Именно здесь происходят события связанные с золотым тельцом. Когда Моисей испытал страшное разочарование в своём народе, друзьях, брате... Чкм это было, актом отчаяния или моментом воспитания, когда он разбил скрижали? Наверное, и тем, и другим. Действом сродни криа – разрыву одежды при получении известия о смерти близкого человека. Когда акт разрушения помогает справиться с горем. А измена монотеизму, смена его на убогое язычество и были горем. Но всё-таки Моисей остался верен тому делу, которому решил отдать всего себя. В этой же главе происходит строительство переносного Храма, Мишканы. Вот об этом несколько слов.
Моисей сам хотел строить Мишкану, но потом понял, что каждый должен заниматься своим делом и назначил строителем Бецалеля. Это – правнук Мириам, сестры Моше. Бецалелю было всего 13 лет – это ещё похлеще 16-летнего Гайлара, командующего полком. Любой нормальный человек, а Моше был нормальным человеком, удивился бы юному возрасту строителя. Но Бецалель был наделён соответствующей мудростью, умениями, чтобы справиться с этой почётной задачей. Более того, молодой человек не боялся вступать в спор со старшими, вплоть с самим Моше по поводу строительства, он мог убеждать оппонентов в своей правоте.
Всё это многозначительно и интересно, но я клоню к другому. Помощником Бецалеля был назначен некий Аолиав. Он самостоятельно не мог быть строителем, а стройка эта была не совсем обычной – до тех пор переносной Храм никто никогда не воздвигал. Так что Аолиаву не просто было быть у Бецалеля даже на подхвате. Он был, так сказать, подсобным рабочим. Что ж, каждому своё. Но здесь надо обратить внимание на происхождение обоих юношей: Аолиав был из колена Дана – самого немногочисленного, а Бицалель – из колена Иуды – самого крупного. «Ну и что?» - спросите вы. А дело в том, что из этого неприметного факта наши мудрецы сделали вывод о том, что «маленьких людей» не существует. Нельзя презирать человека, потому что он в чём-то мал: в образовании, силе, богатстве, власти... И нетолько потому, что всё перечисленное эфемерно, вообще нельзя, по умолчанию не годится. Верующий человек скажет, потому что в глазах Всевышнего все равны. Неверующий не сможет так точно обосновать названный постулат, но тем не менее он понимает, что ему надо следовать. Иудаизм учит и тех и других, что человека от человека можно отличать только по побуждениям их сердец. Во всём остальном –каждый человек приравнивается к Вселенной.
Мы у нас в стране всеобщего равенства привыкли делить людей на несколько сортов. И крайнее выражение такого потребительского отношения к другому человеку это то, что расчёт того, чтоты от него можешь получить. Как правило, в материальном выражении. И ведь знали мы, что порочен такой подход, а всё равно, как ржа, проникал он в наши души. Я думаю, что каждый в жизни имел возможность убедиться в том, что самый, с этой порочной точки зрения, незначительный человек мог неожиданно для нас стать очень значимым. И дело не в том, что он «поднялся» или безларность занимала ответственый пост, нет, просто, случалось, что мы становились зависимы от него, и тогда тысячу раз жалели, что эта простая еврейская и общечеловеческая истина о том, что маленьких людей не бывает, не являлась частью нашего мировоззрения. Я не имею в виду «маленького человека», рождённого русской литературой, как правило, безобидного, но достойного сочуствия и внимания, нет, я имею в виду того, которого мы считам ниже себя, но который при определённых обстоятельствах доказывает нам обратное, когда судьба делает надолго или на коротоке время нас зависимым от него. Когда я слышу чьи-то нотки превосходства по отношению к другим национальностям, скажем,к тем же туркам, цыганам или разным прочим немцам, я говорю тому, от кого это слышу: «Представь себе, что ты после аварийной посадки самолёта остался в живых, но повредил ногу, и тебе может помочь только тоже выживший пассажир цыганской национальности. Я хочу посмотреть, куда денется твоё интеллектуальное превосходство, когда он будет тебя нести на себе». Я понимаю, что пример прихрамывает, как пассажир из того самолёта, но в нём видна та правда, которую открыл иудаизм: маленьких и ненужных людей не бывает. И великий талантливый Бицалель не смог бы многое сделать без маленькго бесталанного Аолиава. Как и гениальный Моисей не смог бы достичь многого без талантливого Бицалеля. Никем нельзя пренебрегать. На наших Шаббатах раввин Навон уже несколько раз говорил о том же. О том, что надо уважительно и с любовтю отсится к каждому человеку, который с тобой рядом. Видеть в нём личность. И ещё он говорил, что этому надо учиться. Теорию этого преподаёт иудаизм, а на практике мы находимся в нашей общине. Это трудная наука, но без неё мы неполноценны. Причём, мне кажется, что научиться любить ближнего легче, чем одолеть науку уважения к нему. Теория обязательно нам поможет.
Мы с вами поговорили об одном маленьком, буквально парустрочечном, эпизоде из Торы. И что в нём религиозного? В том, что строили переносной Храм? Но это правило универсально, оно верно даже для строительства курятника. Мы-то Храмы не строим, но с людьми сталкиваемся постоянно. Вот и на прошлой неделе сталкивались с разными людьми. В основном, с теми, с кем приятно встречаться. Поэтому и делаем это часто.
Во-первых, это происходило на встрече «При свечах». Темы разговоров никогда заранее не готовятся, они всегда спонтанны, но всегда интересны. На сей раз говорили о сексе, антисемитизме, и о многих других вещах. Ефим Моисеевич Шафит читал свои, с моей точки зрения великолепные, стихи. Что может быть лучше: вино и стихи! Кому было в этот вечер лучше, нам, собравшимся в общине или тем, кто не собрался..? Во всех смыслах последнего слова.
В субботу был «Spiegel». Как я и сообщал, разговор был о Штутгарте. И конечно, о его еврейской истории. Пожалуй, кроме Хамбурга во всех городах судьба евреев была одинаковой: преследования, обвинения в распространении чумы, изгнания, убийства... Но евреи всегда возрождались. И секрет их не в мистическом предназначении, а в том мировоззрении, которое они смогли выработать. Впрочем, этих «материй» Карин Хайм не касалась, она просто рассказывала, и каждый мог вмешаться в разговор, рассказать о своём восприятии Германии.
В воскресенье прошло годовое собрание нашей общины. Не мне судить о том, как оно прошло, но, по-моему, вполне достойно. Как и положено, всё было: отчёт правления, причём, учитывая прошлогоднее предложение, отчитались все члены правления. Ревизионная комиссия отметила хороший бухгалтерский учёт, рассказала о тратах и расходах общины. Нарушений не было обнаружено. Полагаю, потому, что их не было. Потом было обсуждение отчётов. Как и должно быть в нормальной общине, были и критики, но главными были слова поддержки правления, подчёркивание той огромной работы, которая проделана без всякого финансирования, исключительно на общественных началах. Один из выступающих сказал главные слова этого собрания, в том смысле, что он видел работу многих общин, но наша – самая лучшая. Приятно было слышать. Почему я об этом рассказываю? Да потому, что на собрании тоже было не очень много людей. Нет, конечно, зал был заполнен, но всё-таки нас могло быть много больше. Жаль! Равнодушие к собственной судьбе или непонимание её важности не украшают человека. Что ж, собрание прошло, впереди много работы. Она будет определена нашими целями и задачами, а также финансовым планом, попытка представления которого была впервые предпринята. До сих пор в нём не было смысла, да и теперь есть много обстоятельств, не позоляющих на этом этапе сделать его окончательным.
Что ещё? В четверг прошла передача о нашей общине по радио. Я её не слышал, но, как я писал, нам обещали прислать диск с записью. Как вы помните, на прошлом Шаббате у нас был корреспондент, вот его репортаж об этом вечере и должен был прозвучать.
Кстати, о Шаббате. На собрании я упомянул, что у нас 25-го февраля будут гости из земельного Объединения. Сегодня я знаю, что они отказались приехать. То есть встреча перенесена на неизвестный пока срок. Но на Шабате всё равно будут немецкие гости. Те, кто искренне интересуется иудаизмом в его либеральном исполнении. Но это будет на следующей неделе. А вот на этой у нас будет опять скромный Шаббат, скромно именуемый «При свечах» Начало в 18 часов.
В субботу Елена Банд приглашает на Литературный салон. Его тема определна визборовской строкой: «Да, уходит наше поколенье...» Вы уже поняли, что речь пойдёт о поэзии шестидесятников. Наверное, будет интересно. Начало в 17.00
Ну и будут репетиции. Хочу напомнить о двух коллективах. О группе израильского танца, где получают удовольствие от ритмического движения люди, в основном, среднего возраста. Приятное дело, совмещённое с пользой для собственного здоровья. Люди деньги платят за фитнес, а тут ещё за проездной билет, если из другого города приезжаешь доплачивают! Танцуй, не хочу! Причём, именно так, без второго смысла и звучит эта фраза . не хотят многие доставить мышечную радость своему телу. Не любят, видать, его. А жаль! Я сам бы, не будь медведем преклонных годов, обязательно примкнул бы к этой группе. Но нет, я ещё сам себе на ухо наступил. Так что мне по средам в половине седьмого нечего делать в зале общины. А жаль! А вы приходите, Светлана Нейман сделает из вас людей!
Второй колектив тоже имеет отношение к танцу. К восточному. Его ведёт Лея Миневич. Я вижу лица (и не только) тех девушек и женщин, которые ходят к ней на занятия, и понимаю, что они довольны. Я тоже, лишь глядя на них, доволен, а если бы танцевал и на меня бы так глядели, то вообще... Ладно, хотите быть здоровыми и по-возможности стройными, приходите. По средам в 17 (дети) и в 18 (взрослые).
В эти дни ещё идут заключительные репетиции театральной группы. Она на сносях. Имя ребёнка уже есть - «Моя кошерная леди». Я бы на вашем месте, друзья, доверял бы моим рекомендациям. Так вот, я советую: уже приобретайте билеты на премьеру. Мест-то в зале совсем немного, а желающие уже не подаются исчислению. Так как невозможно посчитать толпу. Хотя полицейским людям это как-то удаётся. Наверное, они считают, сколько человек может поместиться на одном квадратном метре, а потом прикидывают, сколько места занимала толпа. Один щелчок электронно-вычислительной машины, умножающей метры на людей, и известно, сколько человек собралось, скажем, на митинге протеста в поддержку негативных ЗАимодавцев. У нас же число мест подсчитать ещё проще: на один квадратный метр помещается почти два стула, количество же этих самых квадратных метров можно узнать, отняв от площади зала площадь сцены. Короче, получается очень мало стульев. Теперь умножаем стулья на количество помещающихся на них людей (примерно один человек на стул) и мы убеждаемся, что билеты надо уже покупать. Чтобы потом не было обид и бросаний стулом в мою голову из-за невозможности сесть на этот стул 27 февраля именно в зале. Причём, как вы догадываетесь, резерва билетов мы не держим, хотя бы потому, что у нас нет резерва стульев. Конечно, вы могли бы прийти и со своими стульями, но поставить их некуда. Разве что на сцену – там пару – тройку стульев можно будет ещё разместить, но тогда пропадёт магия театра. Действительно, что это за магия, если актёра можно во время спектакля потрогать за пейсы и шёпотом, заглядывая в программку спросить о том, кто он: молодой врач или старый бомж? И рассмотреть, что актёры в сцене застолья делают вид, что едят фаршированную щуку, а на самом деле в тарелках у них лежит накрошенный хлеб, который они запивают чаем, налитым почему-то в бокалы. Нет, билеты надо брать уже сейчас. Конечно, можно было в зале ещё развесить гамаки, но во время оваций они будут раскачиваться и биться друг о друга. Так что, повторяю, билеты, билеты и ещё раз билеты. Спектакль комедийный, поэтому и цена билетов смешная – 5 евро. Причём, для членов общины – три. Правда, за эту скидку мы попросим их хлопать интенсивней, выступать, так сказать, в роли клакеров. Хотя обойдёмся и без такой поддердки – спектакль, уверен, всем понравится.
А теперь передачи, которые нам предлагают телевидение и Карин Хайм. На сей раз их немного.
В понедельник, 21.02 по Arte 5:00-6:00 Hotel am Kreml 3 sat 12:45-13:00 Russland- Kreml und Roter Platz
В среду, 23.02 NDR 20:15-21:00 Wildes Russland- die Arktis
BR 6:30-6:45 Moskau

Что ещё? Ах, да – надо поделиться с вами чем-то из того, что мне присылают, для вас, конечно, люди со всех сторон. Этого так много, что я не могу всё предложить, Мой выбор скорее случаен, чем осознан.
Ну, вот открытки, рассказывающие о прежней еврейской жизни. Хочу обратить ваше внимание на то, что она была, еврейская жизнь. Прекрасная коллекция.

http://win.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&url=http%3A%2F%2Fshaman-michael.livejournal.com%2F419227.html%3Fpage%3D2%23comments

Кира Нагутова прислала материал об еврейском Киеве.
http://win.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&url=http%3A%2F%2Folgakaspi.livejournal.com%2F42188.html

И последнее: в прилжении присланные Марией Носиловой картины израильского художника Виктора Молева.
http://files.mail.ru/0FZAUN
Хороших вам выходных и радостной недели!

Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: