Freitag, 1. April 2011

ТАЗРИА, «будет оплодотворена»

Шалом, друзья!
Как всегда начнём с «Хавушки». Сегодня её исполняет культовая фигура в музыке – Боб Дилан. Исполняет на своём любимом инструменте - губной гармошке. По клипу видно, что ему не чуждо еврейство. Так оно и есть, если вспомнить, что его настоящая фамилия Циммерман и его предки приехали в США из России. Вообще, сколько талантливых людей среди русского еврейства! Такие талантливые, что им прощаешь даже «завихрения». Так Боб Дилан несколько десятков лет назад увлёкся христианством, к которому вскоре остыл. Потом он перешёл на иудаизм в форме Хаббада. В любом случае он один из величайших музыкантов нашего времени (ему примерно 70 лет). Давайте послушаем и посмотрим.
http://www.youtube.com/watch?v=yGXcTAHCcmo&feature=related
Теперь к основному тексту. Я давно уже собирался подчеркнуть его структуру. Да вот теперь подтолкнули к этому мнения двоих читателей. Собственно, текст и раньше был чётко структурирован: Что было. Что будет. Недельная глава. Просто теперь буду делать это чётче, давая больше «воздуха» вокруг названия. Чтобы каждый мог легко пропустить то, что его не интересует. Или прочитать и подумать: «А почему, собственно, это меня не интересовало?» Итак,
ЧТО БЫЛО
А ничего особенного не было. Была встреча «При свечах». Приятно констатировать, что на призыв продемонстрировать то, что мы есть, откликнулось так много людей. Правда, стреляли мы крылатыми ракетами по воробьям: во-первых, гостей было немного, во-вторых, побыли они с нами минут 15 и были таковы. И вообще переговоры прошли не особенно удачно – их результаты будут ещё проанализированы на заседании правления. Но в любом случае вечер получился у нас не самый плохой. Разговор зашёл о том, следует ли распространять фотографии зарезанной семьи в Израиле. Дело в том, что в нашем окружении столкнулись две яростно-противоположные точки зрения: ни в коем случае не показывать (кому-то может стать плохо) и обязательно показывать (мир должен знать, что творят наши враги). Я назвал только основные мотивы сторон, на самом деле доводов у них немало. Так вот, возникший разговор подсказал необходимость организовать более широкий опрос, который и был спонтанно проведён. Я выслушивал мнения и загибал пальцы (если был бы немцем, то написал бы «разгибал»). Участники вечера разделились ровно пополам: 12 были «за», 11 – против, я, склонявшийся к показу, не высказался. Теперь могу сказать, что все мнения достойны уважения и того, чтобы они учитывались. Но как можно учитывать и исполнять полярные желания? Полагаю, что возможность увидеть правду жизни, какой бы страшной они ни была, надо предоставлять. С предупреждением для склонных к обморокам читателей о том, что снимки могут оказать сильное психологическое воздействие. Конечно, лучше всего, чтобы не было поводов демонстрировать такие снимки, но мир пока такой возможности нам не предоставляет. Потом читал свои стихи Ефим Моисеевич Шафит – я люблю его творчество, поэтому был вдвойне рад. Вскоре большинство гостей разошлось, а те, кто остался, беседовали ещё много часов. Хороший получился вечер!
В воскресенье был «Еврейский Ликбез». На сей раз мы говорили о кошерности. Поначалу я спросил о том, кто, что знает об этом аспекте еврейской жизни. На мой провокационный вопрос я получил ожидаемый ответ: никто ничего не знал об этом. В этом беда русскоязычного еврейства – мы ничего не знаем. А несчастье ещё в том, что и не хотим дать себе труд что-то узнать. Полагаю, что то, что услышали в этот час присутствующие, помогло чуть ближе узнать наше мировоззрение.
В тот же день прошёл концерт Михаила Шилина. Благотворительный концерт – деньги за вход пошли в кассу общины. Меня спрашивали: «А почему всего один евро стоит билет? Ведь это в пользу общины!» Что ответить? Такую стоимость билета предложил сам Михаил, я возражать не стал. Даже за один евро собралось не очень много людей. А жаль! Не потому, что в кассу поступило немного денег, а потому что концерт был хорош, а так много наших его пропустило. У Михаила прекрасная манера исполнения, он выбрал самые популярные бардовские песни, которые на слуху у нашего поколения. И не только на слуху – много песен лежат у нас на сердце. Концерт всем понравился. Мы с Михаилом обсуждали следующую возможность – концерт песен Розенбаума. Сделаем!
А теперь давайте о том
ЧТО БУДЕТ
В пятницу опять «При свечах» Приходите! К 18 часам.
В воскресенье опять «Еврейский Ликбез». Не знаю, как вы, а лично я приду. Начало в 15 часов
После «Ликбеза» (16.30)будет показ в «Виде-О!-салоне». Напоминаю, что пока мы смотрим здесь не художественные фильмы, которые сказали «слово» в своём жанре. До сих пор нам удавалось держать высоко планку показа: «В поисках идиша», «Веруны» понравились исключительно всем. Что касается фильма «Корпорация еда», то он стал значительным событием в экранной жизни. Напомню, что эта лента в числе пяти фильмов претендовала на «Оскара». Правда, не получила его. Зато сотни людей после еёпросмотра стали вегетарианцами. И десятки судебных процессов преследовали авторов фильма. В общем, полагаю, что есть смысл прийти в общину к 16.30. Короче, попробуйте только не прийти!
Забегая вперёд, скажу, что 7 апреля будет концерт Ефима Чёрного – еврейский певец из Молдавии. Вход свободный. Благодаря поддержке Kulturburo Oberhausen'a. Пишу о концерте заранее, так как не уверен, что следующее моё письмо придёт к следующему четвергу. И жаль будет тех, которые не придут. Вдвойне тех, кто об этом не узнал. Надеюсь, что вы, друзья, сможете выбрать время, чтобы прийти на этот концерт: вы насладитесь песнями одного из самых больших знатоков и исполнителей песни на идиш и его блестящего аккомпаниатора Сюзанны Гергус. Короче, приходите … в себя, евреи!
«Прийти в себя» можно не только на еврейском концерте, но и в старой эссенской синагоге. Там в этот вечер (19.30) будет встреча с Ульрикой Юрайт. Она руководила выставкой «Преступления вермахта». В эссенской старой синагоге она будет рассказывать о последствиях Холокоста для немцев.
Всё. Теперь, наконец, давайте поглядим, что у нас за
НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА
Она называется
ТАЗРИА,
что означает. «будет оплодотворена»: «И говорил Господь Моше так: Говори сынам Исраэлевым следующее: если женщина зачнёт (будет оплодотворена) и родит мальчика…» дальше идут установления по ритуальной нечистоте. Но мы сегодня поговорим о другом.
В этой главе в том числе идёт о наказании цараат - это кожное заболевание, посылаемое небесами за некие прегрешения. Традиционно цараат переводится как проказа. Но специалисты говорят, что употребление этого определения для божьей кары является неверным. Цараат – это видимая кара Всевышнего. Лечить эту болезнь можно было только духовными средствами - тшувой, то есть самоисправлением.
Так за что же можно было покрыться белыми пятнами, которые приносили большие страдания – именно так проявлялся цараат?
Во-первых, это служение чужим богам. И даже за знакомство с ними следовало наказание. Последнее объясняется тем, что знакомство всё равно говорит о появившемся интересе. То есть наши праотцы были уверены, что иудаизм как мировоззрение совершенен, и ничто другое не может сравниться с ним. Для тех, кто это не понимал, было введено это наказание. Добавлю ещё, что последние три тысячи лет, по-моему, только подтвердили справедливость этого взгляда. Тогда другими богами были только идолы. Прошедшее время родило две мировые и множество локальных религий, и каждая из них, не смогла превзойти родоначальника монотеизма иудаизм.
Вторым страшным прегрешением являлось прелюбодеяние. Не буду долго разглагольствовать на эту тему, скажу только, что семья и любовь являются столпами человеческого общества. И хребтом человеческой личности. Иудаизм защищает их принудительными методами. Думаю, каждый человек согласен быть с этой стороны защищённым.
В-третьих, убийство. Само собой, что и это правило не нуждается в том, чтобы его справедливость доказывалась. Нет ничего ценнее и важнее жизни – нельзя её течение никому запруживать! Эту аксиому первыми озвучили и применили тоже евреи.
В- четвёртых, иудаизм защищает своё главное действующее лицо. Всевышнего. Нельзя хулить Бога. Сомневаться в его существовании можно и даже рекомендуется, бороться с ним разрешено – само слово Исраэль означает богоборец, а вот осквернять его имя и возводить хулу нельзя. В этом тоже один из нравственных уроков иудаизма – относиться к мнениям и взглядам других людей уважительно. Хочу заметить ещё, что раз предусматривалось наказание за богохульство, то, значит, оно существовало. Мир всегда был не одноцветен – его пестрота должна существовать в рамках взаимной терпимости. Ещё один непреходящий урок иудаизма.
В-пятых, это злословие. Здесь тоже не нужны комментарии, важно лишь, что наказание пропорционально степени злоречия – самая отвратительная его форма и наказывалась цараатом. Так, например, сестра Моше, Мириам, была поражена небесной карой, о которой мы говорим, хотя её прегрешение было на первый взгляд «почти невинно» - она вмешалась в личную жизнь брата (настаивала, чтобы он «жил» с женой) и принизила его лидерскую, а в конечном счёте историческую, роль. Небесные весы показали: цараат.
В-шестых, это скупость. Вернее, нежелание материально помочь своим ближним. Не случайно эта черта сравнивается с завистью: отказывая в помощи, мы на самом деле радуемся несчастью другого, а происходит это от нашей зависти. Как бы то ни было, но скаредность находится, как мы видим, в ряду прегрешений, наказываемых самым страшным образом.
Седьмым надо назвать воровство. Что об этом говорить – граница между добром и воровством у советских людей почти стёрта. Ведь украсть что-либо у советской власти было делом чести и доблести. Когда гуляла шутка о том, что сколько ни украдёшь у государства, всё равно своего не вернёшь. Когда благодаря Жванецкому вся страна сформулировала своё отношение к воровству: что охраняешь, то имеешь. При всём этом нельзя не признать, что воровство стало для советских людей чем-то лёгким, тем, за что не то что цараат получить можно, медаль нужно давать. Причём, воровство у преступного государства и у частного лица определены не только одним словом, но и почти одной и той же окраской. Жаль… Но что поделаешь, если мы все принадлежим к потерянному поколению. Надо только попытаться подняться над обстоятельствами и помнить о наших детях и внуках. Их поколения должны быть чище и честнее.
В-восьмых, это превышение своих полномочий. Что тут сказать? Есть, конечно, такие степени этого прегрешения, которые заслуживают смерти, не то что проказы. Умный человек всегда будет стараться избегать этого деяния. За ним ведь тоже стоит зависть и желание возвысить свою персону. Я в жизни раз превысил, так сказать, свои полномочия, в пустяке, можно сказать, но до сих пор краснею из-за этого эпизода.
На девятое место (распределение по местам совершенно случайно) я поставил высокое самомнение. Наши мудрецы сравнивали этот грех с идолопоклонством. Наверное, от того, что наше самомнение может достичь любой высоты, даже небесной. А это, считали мудрецы, неправильно. Не согласиться с этим трудно: мы должны быть скромны, но такой скромностью, которая позволяет знать себе истинную цену. Трудная задача…
Ну, и в-последних, дача ложной клятвы. А в более широком смысле - любой обман. Кроме первоапрельского, конечно. Я заканчиваю разговор о цараат. Хотя в этой главе есть ещё много всяких подробностей об этой проказе. И вообще в иудаизме есть ещё сотни нюансов, связанных с упомянутыми мною прегрешениями.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Но я всё-таки хочу перейти к первому апреля – Дню шуток. Я думаю, что каждый день должен быть днём шуток, но пусть будет один особенный. Как есть день, в котором мы чествуем женщин, хотя делаем это каждый день и всю жизнь. Так вот, разыгрывать вас, друзья, я не буду. Хотя хочется. Но у меня нет опыта массового обмана по интернету, так, всегда баловался индивидуальными шутками. О части из них я рассказывал на предпоследней встрече «При свечах». Но вот пару материалов, имеющих отношение к юмору, я для вас подберу.
Давайте начнём с материала о Савелии Крамарове. Его прислала Кира Нагутова.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=5ebdd6&url=http%3A%2F%2Fwww.rutv.ru%2Fvideo.html%3Fvid%3D39400%26cid%3D5079%26d%3D0

В приложении вы найдёте несколько весёлых фотографий разных политиков, впечатляющие карикатуры. И весёлые видеокадры, может быть, не самые остроумные, но всё-таки создающие лёгкое настроение. Их прислали Марк Певзнер (Дуйсбург), Инна Белиловская (Оберхаузен), Михаил Местре (Бельцы, Молдова), Улла Стальски (Дуйсбург). Всем спасибо! Постарайтесь быть 1 апреля весёлыми!» Разыгрывайте друг друга! Смейтесь! У вас вся спинка минтая белая!
http://filesmail.ru/3ynmnal9u56x.html
http://filesmail.ru/bwxlf44f8e29.html
http://filesmail.ru/bjzlp7zz1poi.html
http://filesmail.ru/b8g12kbv5myd.html
http://filesmail.ru/obssfpp25sqy.html

Хорошего настроения!
В самом конце передаю координаты телепередачи, присланной Карин.

Среда, 6 апреля Arte 05:00-06:00 Let?s dance. Israel und der moderne Tanz.
Всего вам доброго!
Ваш Л. Ш.

Keine Kommentare: