Dienstag, 13. September 2011

Корах

Шалом!
Сразу перехожу к «Хаве», которая «Нагила». В моей коллекции есть вот такая. Посмотрите её, хотя сразу даю ссылку на следующую. Они отличаются друг от друга, как зубная боль от первого поцелуя. Тем не менее, их объединяет наш хит.
http://www.youtube.com/watch?v=ZWNb8cCBsGU&NR=1
http://www.youtube.com/watch?v=FdG9P1MsU5A&feature=related

Поскольку две недели мы не общались, раздел
ЧТО БЫЛО
будет чуть длинней. Был рассказ о Лидии Руслановой в рамках «Кумиров прошлых лет», которых придумала и ведёт Елена Захарова. Рассказ и предложенный фильм всем понравились. Потом было чаепитие, обсуждение увиденного и услышанного, разговоры на разные темы. Как говорится, усталые, но довольные расходились все по домам.
Была экскурсия в город Цонс. Хотя, не исключаю, что я неправильно называю город, который выбрала на сей раз для показа Елена Банд. Я и в прошлый раз ошибся в названии. Чтобы не получилось, как в старой шутке: «В прошлом номере допущена опечатка. Вместо «Живёт моя отрава», следует читать «Живот – моя отрада». В общем, в этом городе было интересно. По-крайней мере так заявили те, кто ездил на экскурсию.
Была встреча Субботы с раввином Моше Навоном. Мы вкусно попели прекрасные субботние песни, под аккомпанемент и ведущий нас волшебный голос Галины Мучник, мы выполнили все процедуры и предписания, мы ужинали и вспоминали о том, что было у нас в последнее время. Надо сказать, что всё «вспомнить» не удалось – слишком много было мероприятий. Но кое-что «перелистали». Так, например, мы вспомнили о киноклубе и показали фрагмент из последнего фильма – многие спрашивали, где можно его посмотреть. А когда слышали, что он был у нас на майском экране, то очень удивлялись. Чему уже я, в свою очередь, очень удивился: по-моему, мы всем уши прожужжали нашими мероприятиями. Ан, нет, не всем. Исправимся. К примеру, кто не знал, что у нас большой Шаббат? Тем не менее, народу было немного. Сравнительно немного. А доведись отсутствующим увидеть, что было на вечере, обязательно кто-то скажет, что не знал о нём. И с этим я соглашусь – многие действительно не знают, как интересно у нас проходят встречи. Жаль!
Был «Литературный Салон» с той же Еленой Банд. Она выбрала для рассказа жизнь недавно умершего Михаила Казакова. Связав его с литературой благодаря его блистательному исполнению стихов известных поэтов. Схема того, что я скажу вам дальше, известна: всем всё понравилось: рассказ, фильм, чаепитие, чтение стихов, обсуждение, вольная беседа… Как выразился присутствующий на встрече поэт из Дортмунда Евгений Каган: в других местах за такие мероприятия деньги берут, а здесь ещё поят и кормят.
Были ещё встречи с психологом Ниной Глазовой (напоминаю, что она продолжает приём по понедельникам в 17 часов), была аэробика по субботам. Надо сказать, что встречи по субботам проходили в рамках занятий для родителей учеников русской школы «Кенгу.РУ». 25 июня у них заключительные занятия. Поэтому мы до 1-го сентября прекращаем, очевидно, эти занятия. Хотя слово «очевидно», оставляет щёлочку в плотно закрытом окне. Надо подумать. Если будут изменения, мы о них сообщим.
Была встреча в детском клубе. Приехавшие вожатые занимались «чем-то» интересным с детьми. Интересным – по отзывам обеих сторон. Что там происходило, я не знаю, видел только, что в завершении встречи дети с удовольствием уплетали пирог с компотом, приготовленные Еленой Банд и оладушки, пожаренные Яной Маер и Евгенией Штекман. Итог встречи: полезно, интересно и вкусно!
Было ещё 70-летие начала Великой отечественной войны. Войны, которая наложила след на всех нас: смертью и гибелью родственников, родительскими лишениями, разрухой и послевоенным голодом… Сейчас много сравнивают фашистский режим с советским, что вызывает у некоторых людей, как в России, так и в эмиграции, протесты. Один из тех, кто корреспондирует нам интересные материалы, Аркадий Драх, прислал пару месяцев назад стих на эту тему. Он посвящён Дню победы (написан 9 мая 2002 г.), но отлично подходит и к дню начала войны. Не могу не привести стих полностью.
Юрий Нестеренко
Цена победы
И было так: четыре года
В грязи, в крови, в огне пальбы
Рабы сражались за свободу,
Не зная, что они - рабы.

А, впрочем, - зная. Вой снарядов
И взрывы бомб не так страшны,
Как меткий взгляд заградотрядов,
В тебя упертый со спины.

И было ведомо солдатам,
Из дома вырванным войной,
Что города берутся - к датам.
А потому - любой ценой.

Не пасовал пред вражьим станом,
Но опускал покорно взор
Пред особистом-капитаном
Отважный боевой майор.

И генералам, осужденным
В конце тридцатых без вины,
А после вдруг освобожденным
Хозяином для нужд войны,

Не знать, конечно, было б странно,
Имея даже штат и штаб,
Что раб, по прихоти тирана
Возвышенный - всё тот же раб.

Так значит, ведали. И все же,
Себя и прочих не щадя,
Сражались, лезли вон из кожи,
Спасая задницу вождя.

Снося бездарность поражений,
Где миллионы гибли зря,
А вышедшим из окружений
Светил расстрел иль лагеря,

Безропотно терпя такое,
Чего б терпеть не стали псы,
Чтоб вождь рябой с сухой рукою
Лукаво щерился в усы.

Зачем, зачем, чего же ради -
Чтоб говорить бояться вслух?
Чтоб в полумертвом Ленинграде
От ожиренья Жданов пух?

Чтоб в нищих селах, всё отдавших,
Впрягались женщины в ярмо?
Что детям без вести пропавших
Носить предателей клеймо?

Ах, если б это было просто -
В той бойне выбрать верный флаг!
Но нет, идеи Холокоста
Ничуть не лучше, чем ГУЛАГ.

У тех - все то же было рабство,
А не пропагандистский рай.
Свобода, равенство и братство...
Свободный труд. Arbeit macht frei.

И неизменны возраженья,
Что, дескать, основная часть
Из воевавших шла в сраженья
Не за советскую-де власть,

Мол, защищали не колхозы
И кровопийцу-подлеца,
А дом, семью и три березы,
Посаженных рукой отца...

Но отчего же половодьем
Вослед победе в той войне
Война со сталинским отродьем
Не прокатилась по стране?

Садили в небеса патроны,
Бурлил ликующий поток,
Но вскоре - новые вагоны
Везли их дальше на восток.

И те, кого вела отвага,
Кто встал стеною у Москвы,
За проволоками ГУЛАГа
Поднять не смели головы.

Победа... Сделал дело - в стойло!
Свобода... Северная даль.
Сорокаградусное пойло,
Из меди крашеной медаль.

Когда б и впрямь они парадом
Освободителей прошли,
То в грязь со свастиками рядом
И звезды б красные легли.

Пусть обуха не сломишь плетью,
Однако армия - не плеть!
Тому назад уж полстолетья
Режим кровавый мог истлеть.

И все ж пришёл конец запретам,
Но, те же лозунги крича,
Плетется дряхлый раб с портретом
Того же горца-усача.

Он страшно недоволен строем,
Трехцветным флагом и гербом...
Раб тоже может быть героем,
Но все ж останется рабом.

И что ж мы празднуем в угоду
Им всем девятого числа?
Тот выиграл, кто получил свободу.
Ну что же, Дойчланд - обрела.

А нас свобода только дразнит,
А мы - столетьями в плену...
На нашей улице - не праздник.
Мы проиграли ту войну.

Теперь давайте о том,
ЧТО БУДЕТ
В пятницу – «При свечах». Начало в 18 часов. Эти по-сути «маленькие Шаббаты» имеют для нас большое значение: помимо того, что они поддерживают Традицию, они наполнены овладением того, как надо общаться, вернее, тем, что НАДО общаться. Находящийся на Дальнем Востоке Юрий Рябов, по словам его жены, первым делом после долгого отсутствия телефонных звонков, спросил, как дела в нашей общине? Я думаю, потому что уже появилась привычка пятничного (и не только) общения. Надо сказать, что нам его тоже не хватает. Как всех тех, кто обычно появляется, но вдруг заболевает или уезжает. Как и всех тех, кто вообще не появляется. Не доверяя нам и самому себе, то есть своим чувствам. Что ж, повторю только, что наши двери открыты для всех и всегда. Как для блудных сыновей, так и приблудных.
В субботу будет клуб «Spiegel» с Карин Хайм. На сей раз его основной темой станет столица Германии. Напомню, что «Spiegel» - это хорошая возможность побольше узнать Германию и её (наш) язык. При этом опять же общение, правда, уже на языке, знания которого нам не хватает. Ну чай, кофе – это само собой. Начало в 16 часов.
В воскресенье «Еврейский Ликбез» (15 часов) и «Виде-О! – салон» (!6.30). Меня спросили пару дней назад, что это такое? Значит, ещё не все знают. Напомню, что здесь показывают только документальные фильмы, которые я сам до показа не просматриваю (это моя «фишка»), чтобы быть в равном положении с остальными зрителями. Фильмы выбираются по рекомендациям, подкреплённым мнениями кинокритиков. До сих пор мы показали три фильма, все три оказались блестящими работами, которые произвели неизгладимое впечатление на нашу публику. Надеюсь, что и четвёртый фильм будет интересен.
На предстоящей неделе, вроде, всё, но я забегу вперёд и скажу, что мест в летний лагерь осталось всего пару – кто хочет предоставить детям от 7 до 18 лет интересный и полезный отдых в кругу прекрасных ребят (вы понимаете, что я имею в виду), пусть поспешит, иначе и в этом году поезд уедет в прекрасное далёко без ваших детей.
И ещё одно: через неделю у нас будет третий и последний в этом сезоне показ спектакля «Моя кошерная леди». Мы знаем, что многие его ещё не посмотрели, и многие хотят обязательно это сделать. Но поскольку рекламы пока нигде не было (газета к 3-му июля, если и выйдет, то не успеет дойти до всех), то я предлагаю всем уже сейчас позаботиться о билетах – ведь число в нашем зале очень ограничено. Передайте о том, что спектакль состоится 3 июля в 14 часов всем вашим знакомым, друзьям и т. д. обидно им будет, если они опять его пропустят. А этого делать нельзя – до сих пор идут восторженные отклики из Мёнхенгладбаха, да и многие наши зрители под впечатлением, которое длится вот уже несколько месяцев. Добавлю ещё, что спектакль доработан, он стал стройнее и совершенней. В этом смогут убедиться все, кто захочет посмотреть его во второй раз. Про себя могу сказать, что я помимо репетиционного периода, видел его 4 раза и готов смотреть ещё и ещё. И не только по служебной и творческой необходимости, а и потому что он очень хорош. Честное слово! Билеты у социальных работников общины.
Теперь о том,
ЧТО БУДЕТ ВСЕГДА.
Неедльная глава называется
Корах
Напомню, что Корах – это имя мятежника, выступившего против Моше. Напомню, что это был умный человек, действительно заслуживающий более высокого (пред)назначения и поэтому был снедаем завистью. Помню, в прошлом году я рассказывал о роли его жены в мятеже, а она была подстрекательской. Но эта роль была второстепенной, Корах сам организовал бунт. Давайте поглядим, в чём он и его сторонники обвиняли Моисея.
1. Большинство важных постов занимают родственники Моше.
2. Моше и его родственники используют своё положение для личного обогащения.
3. Неумелое руководство народом, которое приведёт к его гибели.
4. Честолюбие, выразившееся в стремлении к власти.

Достаточно? Для смещения с должности вполне. Корах умело эксплуатировал эти обвинения, привлекая на свою сторону других недовольных, других завистников и других неудачников. Были ли в его критике элементы правды? Полагаю, что да. Первосвященником и вправду был брат Моше, коэнами он назначил его потомков… Моше защищался тем, что такова была божественная воля, а он только её проводник и исполнитель. Я попробую его защитить другим доводом: делая революции и совершая большие дела, на кого лучше опираться: на своих, надёжных, людей или доверять чужакам? По-моему, вся история человечества полна примерами, когда в команду брались свои, проверенные люди. По-другому быть не может. К сожалению. Потому что «по-другому» - это значит не реалистически, а наивно. И соответственно – обречённо. Всё зависит от того, какие задачи ставит перед собой эта команда. Если личного обогащения и только личных целей, то тогда это можно осуждать и требовать изменений. Конечно, не всё так однозначно, и моё объяснение достаточно вульгарно. Но в своей сути оно справедливо. История оправдала Моше и осудила Кораха. Потому что на стороне Моше была историческая правда. Потому что он не стремился к обогащению, потому что путь исхода из Египта, избранный им, оказался дальновидно оправданным – не будь его, не было бы вообще на исторической сцене еврейского народа, и судьба человечества была бы другой. Потому что Моше не стремился к власти, а часто изнывал от ответственности – просто он понимал, что лучше его никто не сделает эту «адову работу». Надо понимать, что взваливание на себя общественных задач в любом случае замешано на честолюбии. По-другому не бывает: каждый человек стремится к проявлению своей уникальности, и безразлично, на каком месте: добровольно выбранном, вынужденном или случайном.
Корах же умело эксплуатировал эти обвинения. Да и защищаться труднее, чем нападать. Но Моше и его сторонники сумели справиться с мятежом – подробности которого можно прочитать в главе. Ситуация очень хорошо подходит под известную нам с конца 50-х годов светловскую строку «Добро должно быть с кулаками…» (я помню, что так начинается стихотворение Куняева, но помню и то, что согласно Евтушенко придумал её в качестве задания молодым поэтам Светлов). Кулаки Моше были в каком-то смысле Божественными, ибо Он помог справиться со злом. Обидно только, что такие умные люди как Корах избрали для себя путь, приведший их к бесславию. И здесь можно говорить об ошибке Моше: а не лучше ли было бы предусмотреть такое развитие событий и не допустить его, найдя компромисс в судьбе Кораха? Но мы сегодня можем только гадать, как складывалась бы ситуация. Не исключено, что Моисей делал всё правильно, но компромисс не устраивал Кораха: «пушкинское «хочу быть морскою царицей» на мужчин тоже распространяется. Или будь он удовлетворён, то на его месте не появился бы другой корах. Историю не переделаешь – она же утверждает, что Моисей – лучший из лидеров, которые знал еврейский народ. Хотя и не безгрешный. И в этом признании тоже сила иудаизма.

Всё. Теперь давайте пройдёмся по приложениям. К сожалению, мы продолжаем пользоваться пока только ссылками. Я благодарю всех, приславших материалы, например, Елену Мелехову, Инну Шамес и др. их материалы интересны, однако, как сказано, мы пока пользуемся только ссылками. Вот Кира Нагутова из Оберхаузена прислала эту ссылку. Спасибо ей за пару приятных, лёгких минут.

http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=c1b3b0&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DvY4RvxmkH0Q%26feature%3Drelated&msgid=13075894700000000542;0,1

Я не выстраиваю ссылки в определённом порядке – они располагаются хронологически, так, как поступали. Поэтому после весёлых минут, могут наступить гордые. Как в этом материале, присланным Леоном 1945. Он об обороне Израиля.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=04b066&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D0Kb1JxBheFI%26feature%3Dplayer_embedded&msgid=13035606470000000587
Помнится, несколько месяцев назад я посылал материал о неизвестном нам Иране. Из него можно было сделать неожиданный вывод: красивая страна. Сейчас вы увидите другой Иран, страшный. Ссылку прислал Марк Певзнер.
http://e.mail.ru/cgi-bin/getattach?file=Iran_english%2dgerman.pps&id=13042290930000000095;0;1&mode=attachment&channel=&notype

Вот ещё один интересный материал. Его прислал тот же Марк Певзнер из Дуйсбурга.
http://e.mail.ru/cgi-bin/getattach?file=Struma%20%2d.pps&id=13060125970000000079;0;1&mode=attachment&channel=&notype
Ефим Шафит из Бохума прислал материал об Осипе Мандельштаме
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=847e95&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DMr6iRS-eMUA&msgid=13065347280000000703;0,1

Ну, что ж, наверное, хватит. Всё хочу обогнать время и показать вам всё, что было прислано. Вернее, всё самое интересное и возможное.
Желаю вам ласковой недели!
Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: