Donnerstag, 22. September 2011

Ну, вот, очередная среда и я говорю вам:
Шалом друзья!
И уточняю: нас с вами ждёт очередная «Хава нагила». Мне стали присылать эту песню из разных краёв. Спасибо! – в моей коллекции было примерно 150 записей этой песни, теперь это количество увеличивается. Конечно, они все неравноценны, но мы хотим показать, что именно эта песня стала хитом всех времён и народов. Так что, мы только в середине нашего пути. Причём, совсем неинтересные и примитивные исполнения или повторяющиеся мы отметаем. Сейчас посмотрю, что у нас на очереди… Вот:
Кларнетист Натан Диллен. По-моему, это голландский музыкант еврейского происхождения.
http://www.youtube.com/watch?v=y1LEmiRd85Q&feature=related
Поскольку «Хава» была слишком коротка, а одна из наших целей – создание подходящего настроения, то ещё один вариант, исполняемый трио «Симан Тов» Пусть звучит вечная мелодия, а вы читайте дальше.
http://www.youtube.com/watch?NR=1&v=SaqeXNpWUMg
И читать вы сейчас будете о прошедшей в общине неделе. Называется этот раздел, как у прелюдия к прогнозу, за который надо платить у гадалки
ЧТО БЫЛО
Были посиделки «При свечах». Впервые мне не хватило цветочков на всех женщин, украшающих своим присутствием наши встречи. Это приятно. Разговоры были всякие, но мы теперь выбираем тему для беседы из недельной главы. На сей раз мы продолжили то, что было в предыдущем письме. А именно: почему еврейский народ играет такую, непропорционально большую своему числу, роль в истории цивилизации. Как там было у Жванецкого:
«А евреи ведь как? Они в любой стране в меньшинстве, но в каждой отдельной отрасли в большинстве. Взять физику – в большинстве. Взять шахматы – в большинстве. Взять науку – в большинстве. А среди населения в меньшинстве. Многие не могут понять, как это происходит, и начинают их бить».
Каждый из присутствующих высказался на эту вовсе не щекотливую тему. Щекотливой она становилась тогда, когда, например, доктор наук Братчик на одной из бесед в нашей общине доказывал, что успехи евреев основаны на физиологических причинах. Такой подход, правда, не объясняет существование огромного количества евреев – дураков. В нашей же беседе доминировали, в основном, расхожие мнения о преследовании евреев, способствующего их успешной конкуренции с другими народами и пр. Я тоже высказал мнение, которое основано на том, что «виновато» выработанное евреями уникальное мировоззрение, которое на практике позволило не только пережить самые страшные времена, но и внести уникальный вклад в цивилизацию. Только один известный пример: в России ликвидация безграмотности началась в 20-х годах 20-го века, когда начали учить азбуке всех, кто её не знал в возрасте от 8 до 50 лет. Я не стану вдаваться в подробности, сколько именно не умеющих читать и писать было в России до октябрьской революции и что именно означает неграмотность (те, кто умел читать, но не писать, считались уже грамотными) – всё это носит политический и конъюнктурный характер. Поэтому возьмём средние цифры – лишь 25% считались грамотными. Или возьмите сегодняшний Афганистан - по разным данным там сегодня лишь от 10 до 30% населения грамотны. И всё это на фоне того, что еврейское мировоззрение ещё 2000 лет тому назад ввело обязательное начальное образование для мальчиков. Впрочем, и девочки не оставались неучами (или неучками?). Мне кажется, что в этом весь «секрет еврейских успехов» - в созданной ими системе взглядов на этот мир.
Но вернёмся к другим мероприятиям. Прошёл «Литературный Салон» - Ирина Борисовна Глушкина рассказывала об Андрее Дементьеве. Те, кто не поленился прийти, и впрямь пришёл «на Глушкину» - подивиться интеллектуальной бодрости этой женщины стоит всегда. Сколько стихов она прочитала на память?! И это на 88-м году. Все слушатели были младше её, но будь кто и старше, тоже бы дивился её способностям и уж точно завидовал бы ей. Да что там те, кто старше - молодые завидовали!
Был ещё «Ликбез» - тоже ликвидация безграмотности, но уже еврейской. Здесь не подсчитываются проценты наших незнаний, но здесь есть прекрасная возможность познакомиться хоть в какой-то мере с ценностями нашего народа, позволившего ему достичь таких успехов.
Завершились выходные показом документального фильма «Трансцендентный человек». К сожалению, я не смог присутствовать на просмотре. Чтобы самому убедиться в достоинствах и недостатках этого фильма. Знаю, только, что по некоторым мнениям он несколько затянут, не очень качественно переведён. Что же касается его сути, то нам остаётся прожить 30 – 50 лет, чтобы убедиться, правы ли его авторы в прогнозах. Но поскольку у большинства зрителей фильма это не получится, дело каждого верить или не верить в то, что болезни будут побеждены, что биологические возможности человека будут порушены и что наступит бессмертие. Жаль, только жить в эту пору прекрасную…
Теперь о том, что
БУДЕТ ВСЕГДА
То есть о недельной главе Торы. Мы уже в самом конце Книги книг. На предстоящей неделе будут читаться сразу две главы:
Ницавим (Вы стоите) и Ваейлэх (И пошёл).
В этих двух главах проходит последний день жизни Моше. Он уже окончательно знает, что не ступит на землю Израиля, но народ стоит накануне этого шага. И Моше говорит об этом, он заключает новый завет с еврейским народом. Потому что теперь начнётся совсем другая жизнь, и нельзя исключить, что евреи придерживались Законов Торы только потому, что им было в пустыне трудно. Поэтому теперь Моисей заново требует подтвердить верность иудаизму. Причём, этот завет касается и ещё нерождённых евреев, то есть всех будущих поколений, а значит, и нас с вами, друзья. Это надо понимать так, что уже на заре иудаизма еврейским духовным авторитетам было ясно, какое жизнеспособное мировоззрение им удалось вызвать к жизни, и они понимали, что оно создано на все времена, причём, система взглядов была самокорректируемой. Только эта уверенность позволила распространить мировоззрение на все будущие поколения. Последующие три с половиной тысячи лет показали, что наши духовные отцы не ошиблись. О чём мы уже сегодня говорили.
Ещё в этой главе говорится о раскаянии евреев в рассеянии. Не буду касаться сути раскаяния, обращу ваше внимание только на то, что в Торе говорится о рассеянии. И это сразу после исхода из египетского рабства. Откуда это предвидение? Кто-то может сказать, что Тора была написана людьми, которые знали еврейскую историю. Возражу: есть источники, утверждающие, что последняя редакция Торы, которая писалась 500 лет, относится всё-таки к тому времени, когда диаспоры ещё не было и в помине. Так откуда же точное предвидение? Историческая интуиция авторов Торы? Божественное предсказание? Пусть каждый выбирает ответ для себя самостоятельно, мне же важно, что предвидение, зафиксированное в Торе, осуществилось. Моше, кстати, настаивает на изучении Торы. Она ещё сегодня кажется многим недоступной, а что же говорить о том времени? Но уже тогда существовал подход, полагающий, что шаг за шагом можно и нужно постигать любые созданные человеком духовные ценности. Притча по этому поводу: два человека оказались в комнате без еды, но к потолку были подвешены бутерброды. Они (потолки) были так высоки, что шансов достать еду никаких не было. Один из этих двух людей понял бесполезность усилий и отказался их осуществлять. Второй же рассудил иначе: если их подвесил один человек, то другой способен их снять. Он стал думать, как это сделать, пробовать, и в конце концов ему это удалось. Неважно, каким способом, то ли палкой сбил, то ли лестницу построил, важно для нас сейчас другое: то, что один человек написал, другой обязательно сможет одолеть и понять. Ещё два слова о второй главе, хотя и о первой можно ещё долго говорить, но моя цель, скажу откровенно, «зацепить» вас, подвигнуть к знакомству с еврейскими ценностями. То ли в рамках нашего «ликбеза», то ли в любых других рамках, то ли без оных.
Обращу ваше внимание только на один аспект: в последний день своей 120-летней жизни (к слову, желая друг другу дожить до 120 лет, евреи задолго до науки 20-го века, подтвердившей запрограммированность природой именно этого срока жизни, определили возраст предназначенный для жизни человека в 120 лет; что, тоже совпадение?) Моше прощается с людьми и объясняет им, что для него закрылись «родники мудрости», и он не может больше преподавать Тору. Посмотрите, как это достоверно и поэтому убедительно: не может пожилой человек больше осваивать новое, не может он более идти в ногу со временем. Я недавно разговаривал с одним человеком, который, как Моисей, сам себе определил возрастные рамки своих возможностей. Я сопротивлялся, полагая, что он способен ещё на многое, но он выдвигал те же аргументы, что и Моисей: не одолеть новшеств нашего стремительного времени в его специальности. Что ж, всему есть время на земле, время уйти в тень – может быть самое трудное решение. Многие на нём спалились. Но не Моше.
Не могу не сказать, что, даже смирившись со сменой лидера народа, с собственным уходом из активной жизни, Моисей не может смириться со смертью. Что ж, он всего навсего человек. И этот человек молит Бога, ангелов, чтобы продлились дни его жизни на Земле. Честное слово, это выглядит даже унизительно. Но что поделать: из песни слов не выкинуть. Даже если это песня нашего самого великого соплеменника. И возникает вопрос: а зачем ему ТАК хочется ещё немного пожить? И не только ему, практически каждому человеку? Я не говорю о биологической жажде жизни, я говорю о её смысле. Тут, конечно, может развернуться очень интересная дискуссия, но я не для этого: наши мудрецы говорят, что Моше хотел дальше жить для получения знаний. Честное слово, уважительная причина! В любом случае исчезать из этого мира, к которому мы привыкли, очень не хочется. Но необходимо – это та единственная ситуация, когда нет места надежде: до сих пор все, кто родился, умерли. И грубо подсчитанные 15 миллиардов человек, родившиеся до сих пор на Земле, все ушли в мир иной, а может и не в мир. Эта мысль не должна мешать нам жить и стремиться получать радость (это тоже один из главных смыслов жизни по-еврейски). Я надеюсь, что мы сможем радоваться в том числе благодаря нашей общине. Поэтому позволю себе напомнить вам о том,
ЧТО БУДЕТ
Занятия и репетиции начинают всё больше набирать обороты. Прошла первая репетиция танцевального коллектива для взрослых, первая репетиция кукольного театра для детей, продолжается набор в русскую школу, начинаем записывать в воскресную еврейскую. В общем, всё идёт своим чередом, и здесь кроме сиюминутной радости творчества присутствует, как определил Антон Семёнович Макаренко, и перспектива завтрашней радости. Что же касается мероприятий, то напоминаю о встрече «При свечах» (пятница, 18.00), экскурсии в город – сказку Швельм (24 сентября в 10.00 у расписания в Дюссельдорфе). С этого места буду говорить подробней. В воскресенье в нашей общине состоится знаменательное событие – концерт вокальной группы «Шалом» из Хамельна. Мы познакомились с этим ансамблем в прошлом году на берлинском фестивале. По общему мнению нашего хора, «Шалом» был лучшим. Тогда же возникла идея пригласить их к нам. Самый трудный барьер для этого – финансовый. Нам так и не удалось его преодолеть. Поэтому совсем бесплатным вход не будет, но и 4 евро не должны составить большой преграды для встречи с этим талантливым коллективом. Для членов общины билет будет стоить всего два евро. Но этот ансамбль надо видеть, вернее, в первую очередь, слышать. Я рассчитываю, что мы сможем заполнить зал, в противном случае мы и на будущее лишаемся возможности приглашать к себе творческие коллективы – ведь стыдно проявлять неинтерес к тому, что объективно интересно. Начало в 16 часов. Добро пожаловать!
В среду, 28-го сентября у нас пройдёт праздничный вечер, посвящённый еврейскому Новому году. То есть Рош а-Шана, что переводится как голова года. Праздник пройдёт по отработанной схеме – те, кто у нас бывает, знает её. Мы приносим с собой праздничные закуски, среди которых желательна рыба (мясо мы не приносим), готовится новогодняя программа, важным компонентом, который будет живая музыка. Да, это середина недели, но всё равно надо исполнить заповедь – отметить начало нового круговорота в жизни человечества, нашего народа, каждого из нас. Я надеюсь, что многим смогу пожелать «Сладкого года!» в этот вечер, ну, а тем, кто не сможет прийти, хочу это сделать уже сейчас.
Потом наступят «дни трепета», к завершению которых мы сможем приступить 7 октября. В этот вечер мы, согласно традиции, соберёмся, чтобы вступить в Йом Кипур – самый искупительный день года. НО об этом я намереваюсь написать в следующем письме. Пока же, перехожу к некоторым ссылкам, полученным от вас, друзья.
Давайте начнём с того, что «лежит» у меня на жёстком диске уже несколько недель. Это прислала Инна Белиловская из Оберхаузена – трогательная история появления ещё одного праведника народов мира. Вообще, на фоне зверств Холокоста самыми главными оставались люди, не потерявшие человеческого достоинства.
http://e.mail.ru/cgi-bin/getattach?file=Live_story_or_myth2.Rav_Lau.pps&id=13138150770000000362;0;1&mode=attachment&channel=
Ну, вот, пересеклось, так сказать, случайно: в эти же дни Броня Гринберг из Израиля прислала материал о прямо противоположном человеке, которого можно было назвать «позором народов мира». Почитайте. И помните, что человек может взлететь до небес и опуститься до преисподней. Только разные это люди.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=0a76bd&url=http%3A%2F%2Fbriansk.ru%2Fsociety%2F2005124%2F1792.html&msgid=13139074970000000056;0,1
Вот ещё одна ссылка, на сей раз на статью из израильской газеты «Новости недели». Её прислал Нахман Левит из Торонто. Полагаю, что в ней есть интересные мысли об арабах.
http://e.mail.ru/cgi-bin/getattach?file=Untitled.doc&id=13141041180000000555;0;1&mode=attachment&channel=
Кстати, вот ещё одна заметка о поведении арабских юношей уже здесь, в Германии. Её прислала Инна Белиловская.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=98fbc9&url=http%3A%2F%2Fpavel-slob.livejournal.com%2F446098.html&msgid=13143457100000000307;0,1
И ещё одна её присылка, она называется «Исповедь террориста». Палестинский араб рассказывает о том, как воспитываются там дети. Впрочем, ничего нового, кроме того, что есть арабы, которые об этом открыто говорят.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=ed911c&url=http%3A%2F%2Fwww.spectr.org%2F2004%2F069%2Fshebat.htm&msgid=13158109850000000545
А это интересный рассказ. Его прислала Броня Гринберг.
http://e.mail.ru/cgi-bin/getattach?file=Rasplata.doc&id=13145413920000000225;0;1&mode=attachment&channel=
Полина Крейндис (Дуйсбург) прислала ссылку, в которой очень умный человек (Евгений Сатановский) даёт пояснения по поводу последнего напряжения отношений Турции с Израилем.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=529692&url=http%3A%2F%2Flenta.ru%2Fconf%2Fsatanovskiy%2F&msgid=13161678110000000137;0,1

Кира Нагутова (Оберхаузен) поделилась материалом о стеностроительстве.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=6f2676&url=http%3A%2F%2Fart-of-arts.livejournal.com%2F352681.html%3Fstyle%3Dmine&msgid=13165370410000000577;0,1
Вот и всё. Все присланные ссылки, подчёркиваю, ссылки, обработаны. Теперь жду новых.
Прощаюсь с вами, надеюсь, ненадолго – до начала наших мероприятий.
Ваш Л. Ш.

Keine Kommentare: