Donnerstag, 3. November 2011

Лех леха

Шалом, друзья!
Начнём. С оркестра Бобана Марковича. Прекрасный оркестр. Блестящий трубач. Ничего удивительного – цыганский оркестр уже всемирно известного сербского музыканта, конечно, играет удивительно. Да и аранжировка очень интересна. Слушайте.
http://www.youtube.com/watch?v=_l6ONNhksDY&feature=related
А теперь ударимся в воспоминания. Для этого обратимся к части моего письма под названием
ЧТО БЫЛО
Не могу добавить, «то сплыло». Потому что очень хочется, чтобы приятные моменты нашей жизни оставались с нами. А такие, наверное, на прошедшей неделе были.
В пятницу мне опять не довелось быть на встрече «При свечах». У меня была уважительная причина. Всё прошло очень хорошо. А в субботу произошла накладка. Я стал понимать, как точен язык: выражение стёрлось из памяти может объяснить процесс, который происходит в нас, когда мы что-то начисто забываем. Так, в субботу у меня стёрлось из памяти, что к 4-м часам надо открыть общину. Всё время знал и помнил, что в это время будут «Кумиры прошлых лет» с Еленой Захаровой, а к этому времени стёрлась у меня эта информация. Это меня не оправдывает, но хоть как-то объясняет, почему не состоялся рассказ об Утёсове. И никто мне не позвонил, не сказал, что община закрыта. Когда же раздался звонок Елены Абрамовны (она была уже дома, в Дюйсбурге), я тут же, услышав её голос, посмотрел на часы и увидел, что на них 18.10. Я похолодел – такие «стёртые» вещи случались у меня не часто. Именно поэтому я не ставлю будильник на мои термины. Но, видать, возраст даёт себя знать, придётся это делать. Кому я смог, принёс извинения по телефону. Делаю это сейчас для всех остальных. Извините старика.
В воскресенье я не забыл, что в 11 начинается воскресная школа. Здесь особенно ничего нового не происходит. Для рассказа ничего не происходит, а для детей всё было новое и интересное. Включая вкусный обед. И мамам, полагаю, было интересно провести с Леей часок в танцевальном зале. Кстати, в этом «двигательном уроке» могут принимать участие не только мамы детишек, посещающих школу «Ами», но и все, кто хочет. Лея всё равно на месте, музыка всё равно звучит – приходите, нам не жалко.
Теперь,
ЧТО БУДЕТ
По разным причинам мы переходим на более сдержанный режим работы.
В пятницу – «При свечах» (18.00).
В воскресенье – воскресная школа (11.00), «Ликбез» (15.00)
В качестве компенсации много радио- и телепередач.
jeden Freitag, 15.50 Uhr, Deutschlandfunk: Schalom. Judisches Leben heute
jeden Freitag, 18.07 - 18.30 Uhr, DeutschlandRadio Kultur: „Aus der judischen Welt" und „Shabbat"

Donnerstag, 3, 3.55-4.25, ARD: Heilige Reben – Das Weinland Israel
1.15-2.00, ZDFinfo: Die letzten Tage einer Legende - Itzak Rabin.
Freitag, 4, 16.50-17.00, WDR 5: Gedanken zum Schabbat. Rabbiner Walter Rothschild
Samstag, 5, 8.30-8.40, ARD: Was glaubst du? Juden in Deutschland
0.05-0:30 Uhr, arte: Kleider und Leute: Israel. (Frankreich 2009)
21.05 Uhr, arte: „Gott will es." Gottfried von Bouillon und der Erste
Kreuzzug. Dokumentation (Belgien/Frankreich 2010) –
Wiederholung am 16. November um 11.05 Uhr
Sonntag, 6, 22.45-23.45, BR-Fernsehen: Die Nacht der Zeitzeugen. Zeitzeugen berichten
uber ihre Schicksale als Verfolgte des NS-Regimes
Montag, 7, 23.00-0:55, MDR-Fernsehen: Der letzte Zug. Spielfilm (Deutschland 2006)
Dienstag, 8, 22.45-23.30, HR-Fernsehen: Der gro?e Raub. Wie in Hessen die Juden
19.15-20.00 Uhr, Deutschlandfunk: Schalom und Sozialismus – immer
bereit! Israelischostdeutsche Verwicklungen und Verwirrungen.
Mittwoch, 9, 0.00-0.45, SWR-Fernsehen: Turban und Hakenkreuz. Der Gro?mufti und
die Nazis.
14.45-16.00, arte: Das kurze, mutige Leben des Herschel Grunspan.
22:00-23:00, MDR Figaro Der Fall Kasztner.
10.05-12.00, WDR 5: Neugier genugt. „Der Kibbuz von Urfeld. Wie junge
Juden sich vor den Nazis retten
19.30-20.00, DeutschlandRadio Kultur: Leslie Baruch Brent – Die
Geschichte eines deutschen Juden.
Donnerstag, 10, 23.40-0:30, BR-Fernsehen: Die Musik der Synagogen. Vernichtet,
verschollen und wieder entdeckt
0.35-3.25 Uhr, ARD: Urteil von Nurnberg. Spielfilm von Stanley Kramer
(USA 1961)
Что ж, пришла очередь поговорить о том,

ЧТО БУДЕТ
Недельная глава называется
Лех леха
Это, как известно, означает «иди к себе». Но лингвистические изыски в любом языке безгранично тонки. Не знаю, как в иврите, но не исключаю, что и в нём можно эту фразу прочитать или, вернее, понять так: «иди себе». Вообще большинство русских переводов пишут «уйди…». Как видите, и этот глагол может иметь разные оттенки. И это в «великом и могучем». А что же говорить о иврите, величайшем и могущественнейшем? Впрочем, для этого и существует Устная Тора, чтобы все смысловые нюансы нам показать. О некоторых смыслах этой главы мы уже говорили в прошлые годы. Напомню: уйти Аврааму предлагается в землю, которая обещана нашему народу. Он оставляет родителей и выполняет предписание. В этом пути он продолжает разрабатывать правила справедливой жизни, которым суждено получить имя «иудаизм». Тогда же они, очевидно, назывались по-другому. А, может, никак не назывались. Но исполняться исполнялись. Авраам прогнал своего племянника Лота, который не хотел этих правил придерживаться. Вернее, хотел, но не тех, которые не позволяли ему обогащаться. Он разрешал своим пастухам не надевать скоту намордники, когда они шли по чужим полям. Кстати, его имя означает «покрывало». Случайно? Не думаю, но свои предположения пока не буду высказывать. Потом Авраам в связи с бесплодием жены Сары получил сына от её рабыни, Агари. Ещё позже родила и Сара. Ицхака, по-русски – Исаака. Авраам сделал себе обрезание. Эту же процедуру проделал весь его род.
Я очень бегло пересказал главу. Вернее, напомнил, о чём там идёт речь. Но такой грубый пересказ таит массу мыслей, фактов, событий, которые и делают Тору учебником жизни. Коснусь только одного момента. События, о которых говорится в главе, происходили около 4 000 лет назад – Авраам родился в 1948 году по еврейскому календарю. Нетрудно подсчитать, что было это 3824 года назад. Отнимите ещё 75 лет – именно столько было Аврааму, когда он «пошёл себе». Люди тогда не отличались от нас, нынешних. Они тоже размышляли, как жить? Или выжить? Им надо было принимать решения, подниматься после ударов судьбы, выбирать между оптимизмом и… реальностью. Представьте себе себя в то время. Чтобы вы не думали, что это легко, напомню, друзья, что эпоха та называлась бронзовым веком. Металлических орудий ещё не было. Но уже родилась письменность. И появились первые поселения, которые на фоне жизни в пещерах можно было назвать городами. Очень давно, как видите, это было. И время тяжёлое. Так что, не знаю, как бы мы с вами тогда выживали. А Авраам выживал. Знаете, что способствовало? Он жил по правилу: «Всё, что ни делается, всё – к лучшему!» Получается, что эта наша национальная черта идёт из бронзового века! Уже тогда она помогала ему, как сегодня нам, выживать. То есть не впадать в отчаяние, чтобы ни случилось. А тогда, как и сегодня, случалось многое. Надо полагать, что Авраама к этой идее подвигла вера в единого Бога – он принимал любое его решение. Голод, считал он, очевидно, даёт Бог, поэтому надо безропотно терпеть его. И все решения, принимаемые в связи с поиском спасения от голода, оказывались, в конце концов, благоприятными.
Уже несколько лет в интернете гуляет речь недавно умершего Стива Джобса перед студентами – выпускниками, которая после его смерти стала очень популярна. Напомню вам кое-что из неё.
Он говорил, что пошёл на бесполезные уроки каллиграфии, которые через 10 лет ему очень пригодились при разработке первого компьютера. Потом его в 30 лет уволили с его же фирмы, и он был в отчаянии. Но так случилось, что это увольнение стало лучшим событием его жизни. Потому что он создал новую компанию, которая подняла его ещё выше. Чего не произошло бы без увольнения.
Он говорил тогда, в 2005 году очень умно и убедительно. Я полагаю, что каждый из нас может рассказать о себе то же самое: самые печальные поражения в нашей жизни оказывались в конце концов победами. (Вот, вспомнил маленький пример из моей жизни, комический, но пример. Когда я занимался в юности боксом, в одном из боёв, который я проиграл, мне сильным ударом вывихнули шею. Поэтому я не смог выйти на следующий день на ринг. Обидно? Конечно, это была матчевая встреча с командой Кишинёва, и мой невыход принёс столичным боксёрам дополнительное очко. После боя ребята мне говорили, что моя вывихнутая шея спасла меня минимум от инвалидности. Я хорохорился, а через три месяца прочитал в газете, что мой несостоявшийся соперник стал чемпионом СССР). Но вернёмся к идее Авраама. Так живёт всё человечество. Но первым это понял он. Может быть, тогда же он понял и одно важное дополнение к этому тезису, которое я услышал лишь несколько лет тому назад. Не помню, кто сказал мне его, но чётко помню, что это было в нескольких шагах от Земельного банка, то есть от того здания, в котором находится сейчас наша община. Тогда я и помыслить не мог, что у нас будет община, и что она будет находиться в этом прекрасном здании. Впрочем, и предыдущее наше помещение, в котором я 16 лет назад сидел на курсах немецкого языка, в самом большом фантазийном полёте не могло мне представиться будущим помещением нашей общины. Но всё это к слову, сейчас же о дополнении к с(г)лавному правилу жизни: Закон о том, что всё – к лучшему распространяется только на умных людей. Всё становится на свои места. Вот, оказывается, почему нас считают умным народом, и вот почему у нас столько Нобелевских Лауреатов: всё, что с нами случается, всё – к лучшему! А если серьёзно, то правило глубокое и умное. Оно всегда нам помогало и ещё будет помогать. Мы, я имею в виду всех, не только евреев, любую ситуацию умеем обращать в свою пользу, из любой передряги выходить сильнее, не отчаиваться, как бы ни было трудно. Давайте все будем так и дальше жить, давайте будем оставаться умными!
А теперь – к ссылкам. Очень косвенно наша тема продолжается в статье, присланной Леонидом Айзенергом (Бохум).
http://viperson.ru/wind.php?ID=631792
Оттуда же пришла и следующая ссылка. Она - на интервью с Евгением Сатановским. Он – известный специалист по Ближнему Востоку. Да и вообще умный человек.
http://lenta.ru/conf/satanovskiy/
Здесь Леонидом же присланная ещё одна статья – её надо прочитать. Чтобы порадоваться тому, что есть в мире честные люди, христиане, поддерживающие Израиль в его противостоянии антисемитизму, злобе и прочей мерзости.
http://36ohk6dgmcd1n.c.yom.mail.yahoo.net/om/api/1.0/openmail.app.invoke/36ohk6dgmcd1n/8/1.0.35/de/de-DE/view.html#
Что ж, кончаем на этой ноте. Мы в ней, как договорились, тоже видим позитив.
Приятной недели!
Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: