Donnerstag, 17. November 2011

Хаей Сара

Шалом!
Когда на часах десятый час вечера, а утром должно уйти письмо, то поневоле вспоминаешь, что краткость – сестра милосердия. Для того, кто пишет, и тем более для того, кто читает. Поэтому сразу – к песне. Посмотрите на израильских фанатов, для меня услышать «Хаву» на стадионе было неожиданно.
http://www.youtube.com/watch?v=P2rcuXy7CeQ&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=B1jixVCjgEI&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=bV77bgcfqlE&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=s_jea9WXfko&feature=related
Жаль, конечно, что Израиль не попал на первенство Европы, но класс всё-таки у его футболистов недостаточно высок. Почему? Наверное, государство имеет более серьёзные заботы, чем спорт. Возможно, ещё будут когда-нибудь взращены спортсмены мирового уровня. Но давайте (сестра, ау?) перейдём к тому,
ЧТО БЫЛО.
Была встреча «при свечах» и еврейская воскресная школа была. Вроде бы, всё прошло нормально. Моё «вроде бы» не от скромности, а от того, что меня не было в эти выходные на месте. Я был на семинаре в Берлине, а «При свечах» проводила Валентина Плаксина, а школу – Михаил Непомнящий. Это-то и говорит о том, что всё было нормально.
В Берлине же был семинар Союза прогрессивных евреев по литургической работе в общинах. Проводила его раввин из Израиля. По-доброму позавидовал тем общинам, в которых есть люди, подготовленные для проведения религиозных служб. Нам пока до этого далеко. Очень. Но мы не перестанем надеяться. И смотреть вперёд.
Была ещё встреча с руководством дюйсбургской общины. С нашей стороны кроме меня была Валентина Плаксина. Не буду пересказывать все темы и направления беседы, скажу официальным языком: стороны обменялись мнениями по различным аспектам еврейской жизни, выразили намерения о сотрудничестве, решили наметить конкретные пути реализации будущего сотрудничества. Когда-нибудь напишу об этом подробнее , а пока информации достаточно, и она положительная. Потому что в работе по организации еврейской жизни важны не только дела, но и намерения. Встреча оставила у нас с Валентиной ощущение, что намерения превратятся в дела.
Теперь о том,

ЧТО БУДЕТ
Главное событие предстоящей недели – встреча шаббата с кантором Диди Поджусом. Он пройдёт в пятницу. Начало в 17 часов. Очень хочется, чтобы пришло побольше людей. Вы понимаете, что такое мероприятие стоит немало денег Центральному Совету евреев, нашей общине… Не говоря уже о трудах, которые вкладывают десятки людей для того, чтобы вы, друзья, провели в еврейской Традиции хороший умиротворённый вечер. Поэтому самым правильным будет отложить все дела и прийти в общину на праздник духа. Напоминаю, что суть Шаббата в общении с другими людьми, в первую очередь, родственниками, во вторую – с теми, кто в той или иной степени становится частью нашей жизни. В данном случае – иммиграционной жизни. То есть той, которая в большей степени должна быть ориентирована на товарищей по миграции, соседей по жизни здесь. В общем, ждём всех, кто думает также, как и я, а вернее, так, как придумали наши совсем неглупые предки. Напоминаю, что мы получим ещё удовольствие от прекрасного голоса нашего кантора.
В субботу будет клуб «Spiegel» с Карин Хайм. Вы помните, что в прошлый раз мы начали новый виток нашей раскрутки немецкого языка. Он был очень интересен, этот виток, полагаю, что таким и останется. Здесь тоже больше пользы, чем вреда. А для тех, кто не хочет воспользоваться такой прекрасной возможностью, обеспечивается много вреда – на первый взгляд невидимого. Но при взгляде со стороны – очевидного. Особенно, со стороны местных жителей. Пора нам уже всем и самим себе доказать, что мы можем больше, чем …хотим. Наш клуб – маленькая возможность двигаться в этом направлении.
Его, как и иудаизма – его не становится меньше от того, что мы его не знаем. Он, в отличие от нас, не теряет ценности.
В воскресенье, как обычно, воскресная школа «Ами» (для детей от 5 лет) и «Еврейский Ликбез» (для взрослых до 120-ти!). Ведь знакомиться с иудаизмом можно в любом возрасте. Но лучше раньше, чем позже. Напоминаю: школа в 11 часов открывает двери, «Ликбез» - в 15. И то, и другое мероприятие завершается у стола. Правда, если дети получают полноценный обед (до сих пор они всегда бывали вкусными), то взрослые (я имею в виду «ликбезовцев») ограничиваются чаепитием. Вприкуску с чем-нибудь. И хоть я всё время кричу: «Общение! Общение!», я всё-таки предлагаю не совсем забыть телевизор и радио заодно.
Freitag, 18. November, 16.50.17.00 Uhr, WDR 5: Gedanken zum Schabbat. Rabbiner Uri Themal, Israel / Kantor Leo Roth,
Montag, 21. November, 21.00-21.30 Uhr, 3sat: Entweder Broder – Die Deutschland-Safari! - Guck mal, wer sich da verschwort.

Переходим к главному. К тому, что
БУДЕТ ВСЕГДА.
Доказательством этому на предстоящей неделе будет раздел
Хаей Сара
(Жизнь Сары)
Мы уже говорили об этой главе, остановимся на новом аспекте. Напомню вам, друзья, что Авраам посылает своего верного ученика и слугу Элиэзера в те края, где он (Авраам) родился, чтобы тот нашёл жену для сына, Ицхака. Сразу возникает первый вопрос: а что, Ицхак не в состоянии сам позаботиться о поиске своей половины? Думаю, что способен: что тут хитрого? Но Авраам не хочет, чтобы Ицхаку досталась жена из местных девушек - идолопоклонниц. Это определение означало, что его последователи не жили по этическим законам (сегодня бы о них сказали «беспредельщики, отмороженные; даже по понятиям они не жили, вернее, их понятия не имели ничего общего со справедливостью). Не такая жена нужна была Ицхаку. Правда, Авраам посылает всё-таки к идолопоклонникам, а куда же ещё было идти в мире, где последователи Авраама (евреи) были в ничтожном меньшинстве. Но Авраам знает, что язычник язычнику рознь. А вот почему он надеется, что именно в местах его рождения и среди его родственников найдётся та, которая докажет существование этой розни, мы можем только догадываться. Скорее всего, это заблуждение, которое свойственно каждому человеку – своё переоценивать. Возможно, что среди местных девушек Авраам не видел ни одной хоть как-то подходящей, поэтому и решил поискать в других местах. Так или иначе, он посылает не Ицхака, а слугу. И тут надо вспомнить, что это старое, как видите ещё со времён Авраама, правило – не доверять детям выбора спутника их жизни. Сегодня против такой постановки вопроса восстанет весь цивилизованный мир. Но это ещё не значит, что весь этот мир будет прав. Когда-то, например, весь мир выступал против Коперника, но прав оказался именно он, а не всёподавляющее большинство. За предоставлением родителям выбора спутника жизни стоит, как мы знаем, такая философия: любовь слепа – сделать объективно правильный выбор в таком состоянии невозможно. У молодого человека не может, кроме того, хватать опыта для правильного выбора. Полагаю, что лавина разводов современного общества очень хорошо подтверждает эту мысль. Получается, что иудаизм – архаичное средневековое мировоззрение, которому сегодня нет места в умах современной молодёжи, да и более старших, которые совсем недавно тоже были молодёжью? Не совсем так. Ведь иудаизм говорит так же о том, что дети могут ослушаться родителей в случае, если они им запрещают жениться или выйти замуж вообще или за конкретного человека, в частности. То есть иудаизм стоит однозначно за то, чтобы последнее слово в выборе спутника жизни было за тем, с кем ему жить. И это правильно: ведь нельзя исключить, что родители выберут такую, скажем, жену своему сыну, с которой ему часто будет хотеться повеситься. Поэтому каждый сам ответственен за свой выбор. Но если дети доверяют выбор опыту и знанию родителей, то иудаизм не возражает против такого подхода. Собственно институт шадхенов - это тоже всегда подсказка опытного человека. И если вы доверяете подсказке родителей, то скорее всего будете счастливы в браке. Как Ицхак. Которому Элиэзер выбрал Ривку. Перед тем, как сказать, как он выбирал, расскажу анекдот на тему, о которой сейчас толковал.
На конгрессе феминисток выступает одна женщина и вдруг говорит, что она благодарна родителям, которые выбрали ей мужа. И когда возмущённый зал зашумел, она, перекрикивая гул, сказала: - Я себе простить бы не могла, если бы сама себе выбрала того идиота, с которым теперь живу!
Точнее к нашей теме не скажешь. А теперь о том, как Элиэзер выбрал Ривку. Он, остановившись у колодца, решил, что первая девушка, которая предложит напоить его и его верблюдов, и станет женой Ицхака. Есть много комментариев по этому поводу. О том, что он рисковал, предложи ему такое, скажем, уродица. Или калека. И вообще: что это за метод «первая встречная», прости Господи? Но Элиэзер действовал наверняка. Надо ли говорить, что девушка, предложившая чужестранцу воды, мила, имеет какие-то правильные правила, коммуникабельна? Но не только. Она ещё трудолюбива. Вы попробуйте напоить водой одного верблюда, а тут их было много больше. Вот и выбрал Элиэзер жену сыну своего Учителя по самому главному критерию: она должна была быть трудолюбивой. И сегодня крестьяне именно по этому признаку выбирают себе жён. Чего уж говорить тогда? Это сегодня кто-то считает, что жена должна быть, в первую очередь, красивой. А кто-то говорит, что умной. Или женственной. Или доброй. Или … много есть мнений. Но Элиэзер считал, что она должна быть доброй и трудолюбивой. Его выбор оказался точен.
Теперь о том,
ЧТО ЕСТЬ,
То есть о ссылках. Начнём издалека. О том времени, о котором сообщает материал, присланный Марком Певзнером из Дюйсбурга.
http://e.mail.ru/cgi-bin/getattach?file=%d0%98%d1%81%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9%20%d0%b4%d0%be%d0%ba%d1%83%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d1%82.doc&id=13214325090000000923;0;1&mode=attachment&channel=&notype
Продолжим исторические материалы. Нижеследующий прислала Инна Белиловская (Оберхаузен), которая, кстати, и осуществляет эту рассылку.
http://e.mail.ru/cgi-bin/getattach?file=Jew_Japan.pps&id=13214339540000000604;0;1&mode=attachment&channel=&notype
И опять история. На сей раз история конкурса красоты Израиля. Может быть, самая приятная история, переходящая в современность.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=bde7ab&url=http%3A%2F%2Fisrael-il.livejournal.com%2F152539.html&msgid=13213681060000000136
Что мы знали в наше время о конкурсах красоты? Что где-то есть эта буржуазная зараза. А нас вдохновляли «а ну-ка девушки, а ну красавицы», о которых пела страна, как о героях. Хотя кое-что мы тоже успели. В 1989-м году я (не один, конечно) провёл первый в нашем городе конкурс красоты, победительницей которого стала тогда 16-летняя Танюша Калганова, ныне известная актриса. Так что в дело пропаганды женской красоты мы тоже внесли посильный вклад. Кроме того был ещё первый конкурс красоты еврейских девушек Молдавии «Малкат Эстер», на котором первое место заняла обаятельнейшая Света Теплицкая. Она живёт где-то в Израиле и вспоминает иногда свой звёздный час. Женская красота и вправду звёздное чудо! Пошёл бы выпить за него, да уже второй час ночи! На шаббате выпьем. За красоту в том числе. А пока всего хорошего! И в этом «всего» есть одна неделя. Пусть она будет хорошей!
Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: