Freitag, 25. November 2011

Толдот

Шалом, друзья!
Как всегда, начинаем с «Хавы». Сегодня её будет петь Дин Рид. Этот певец в дополнительном, как говорится, представлении не нуждается. Его «Хава» смягчает все его коммунистические выверты.
http://www.youtube.com/watch?v=3A0Wvizl1Ng&feature=related
А теперь – за дело. Начинаем тренировать память, то есть вспоминать,
ЧТО БЫЛО.
Благо вспоминать немного. В пятницу прошла встреча Шаббата с нашим новым кантором, Диди Поджусом. Передаю впечатления некоторых участников этого мероприятия: «Очень приятный человек», «Какая у него голосина!», «А можно сделать так, чтобы он всегда к нам приезжал?» Полагаю, что комментарии не нужны. Надо только сказать, что эта встреча Субботы пошла немного не по совсем обычному сценарию, поэтому более близкого знакомства с Диди не получилось. Мы с Михаилом Непомнящим выбрали темой для разговора в этот вечер осень. Нам показалось, что в эти приятные дни середины осени и самого мягкого и малодождливого ноября за всё время научного наблюдения за погодой, эта тема является уместной. А поскольку осень всегда связана с чувством грусти, то мы, во-первых, вручили цветы и официально попрощались с Евгенией Штехман, проработавшей у нас ровно год и доставившей всем нам немало приятных минут, во-вторых, решили посмотреть фильм об умершем в начале этой осени Вилли Пильмейстере. Фильм сделал Михаил Мучник, сделал его талантливо, но забыл при этом про сестричку краткость, фильм получился несколько длинным. Я это к тому, что просмотр фильма занял большое количество времени, запланированного на другие вещи. Так что, об осени говорили мало, а долг памяти покойному члену нашего хора отдали. Фильм получился действительно хорошим – Михаил собрал все видеоматериалы и фотографии о Вилли Пильмейстере, и это было правильно и трогательно.
В субботу община пригласила на клуб «Spiegel». Карин Хайм подготовила интересные рассказы о Василии Кандинском, пражской синагоге и пр. Все, кто пришёл в этот день, ещё чуть продвинулись в познании Германии и немецкого языка.
В воскресенье работала еврейская школа «Ами» и был «еврейский Ликбез». Дети, например, старательно вырисовывали ханукальные светильники – праздник огней не за горами, а взрослые говорили о главе Торы, в которой Моисей и Аарон начинают убеждать фараона «отпустить народ мой». Вроде, не ко времени глава, но, напоминаю, мы двигаемся «своим путём», наш анализ каждой параши (ударение на последнем слоге) подробен и свободен от временных границ – наша беседа течёт свободно. Ещё одно замечание по поводу воскресенья, я имею в виду еврейскую школу. Пока дети занимаются еврейскими делами, мы пытаемся занять их мам и пап чем-нибудь полезным. Пап не очень получается, а вот мамы с удовольствием танцуют, беседуют, а последнее время ещё занимаются под руководством Елены Шевченко специальной гимнастикой. Все довольны. Кстати, можно прийти на эти занятия и мамам без детей. Милости просим! К 11 часам 30 минутам. А с детьми – к 11.00.
Ещё было выступление хора на вечере, посвящённом окончанию проекта, в котором «Рина» тоже участвовала. Проект предполагал разучивание и включение в репертуар песен народов, проживающих вместе с нами здесь, в Германии. Выступление прошло хорошо, состоялась премьера арабской песни под названием «Йа, Мустафа».
Перейдём теперь к тому,
ЧТО БУДЕТ.
В пятницу – «При свечах». В 18 часов.
В это же время начнётся вечер, посвящённый 15-летию дюссельдорфского театра «Кулисы». Его (театр) в этот вечер будет поздравлять коллектив нашего театра. Надеемся, что всё пройдёт хорошо. Другого театр, который создали КУнина и ЛИСин, не заслуживает – он внёс огромный вклад в развитие русской культуры в нашем зарубежье, в организации культурного досуга нашей иммиграции, в сближении нас с немецким народом. Честь и хвала пионерам нашей эмиграции! Кстати, именно Нелли Иосифовна Кунина и Вячеслав Михайлович Лисин помогли в своё время нам зарегистрировать русский культурный Центр. О том, как пройдёт вечер, я расскажу в следующем письме.
В субботу пройдёт…, впрочем, к рубрике, ЧТО БЫЛО надо бы добавить рубрику ЧЕГО НЕ БЫЛО. Дело в том, что не состоялся запланированный на прошлое воскресенье вечер, посвящённый Марине Цветаевой в рамках Литературного Салона. Не состоялся он по обстоятельствам, носящим личным характер. Елена Банд вроде бы обзвонила всех потенциальных слушателей, тем не менее, я хочу извиниться за несостоявшееся мероприятие у тех, кто всё-таки оказался непредупреждённым. А пройдёт оно теперь в субботу, в 16 часов. Пожалуйста, приходите. Полагаю, что Елена Банд подготовила интересный рассказ. Посидим, попьём чаю, послушаем стихи, поговорим…
В воскресенье помимо еврейской школы (11.00) и «Еврейского ликбеза» (15.00) состоится встреча в дискуссионном клубе «Бекицер». Кстати, наш клуб существует с февраля 2006 года. Всё это время под этим оригинальным названием. Пришла пора сказать, что и название, и форму проведения у нас украли. Такой же клуб с таким же названием «вдруг» появился в Дюссельдорфе. То ли при еврейской общине, то ли при организации «Neue Zeiten». Жаль, что наши коллеги плагиатствуют. Конечно, мы не заявили патент на форму проведения, хотя и здесь можно было столичным деятелям проявить выдумку, но название уж точно у нас украдено. Я не называю здесь имена людей, которые так легко заимствуют чужое – на поиск названия у нас тоже ушли силы и время – скажу только, что однажды я уже просил изменить название. Не прислушались. Так вот, я полагаю, что имею право попросить об этом ещё раз и настойчиво. Если название не будет изменено, оставляем за собой право на логически вытекающие из этой ситуации шаги.
Но это было просто к слову. Я же хотел сказать, что тема встречи у нас никогда не называется. Так будет и на сей раз. Приходите к 16.30, поспорим. Мне кажется, что спор - это один из лучших способов тренировки мозгов и попытки «навязать» своё мнение другим. Полагаю, что дискуссия у нас выйдет интересной и полезной.
А теперь о вечном, о том,
ЧТО БУДЕТ ВСЕГДА.
Глава называется Толдот, что переводится как «родословная». Начинается она с того, что невестка Авраама, жена Ицхака, Ривка наконец-то забеременела. Через 20 лет после бракосочетания. Я хочу обратить ваше внимание на исполнение заповеди «плодитесь и размножайтесь». Что первично, что вторично? Инстинкт продолжения рода или заповедь? Заповедь родила инстинкт или инстинкт заповедь? Думаю, что ответ зависит от меры религиозности человека, но в любом случае продолжение рода происходит благодаря половому влечению. Можно и по-другому поставить вопрос: что важнее, процесс или конечный результат? Иудаизм никогда не разделял эти понятия, он требовал продолжения рода и поощрял занятия сексом. Но вот Ицхак с Ривкой на протяжении 20 лет страстно желали результата своей любви, но оставались бездетными. Что означает бездетность по иудаизму? Наказание? Если есть наказание, значит, было и преступление? Каким же должно оно быть, чтобы за него наказывали неисполнением самой первой заповеди Торы? Нет, конечно, иудаизм никогда не считал отсутствие детей наказанием. Он видел это большой бедой. Конечно, это подтачивает веру в Бога, так как всё происходит под его управлением , значит, за что-то бывает лишение детей?
Религиозные люди объясняют, что в случае с Ицхаком и Ривкой Всевышний хотел, чтобы они страстно желали детей и страстно молили об этом. Только в этом случае дети будут максимально желанны, а радость – максимально великой. Я знал одну пару, у которой после 20 лет брака появилась дочь. Надо ли говорить, что они к ней относились по-другому, что ли, по-родительски ярче? Надо полагать, что и к своим детям, Эсаву и Якову, Ицхак и Ривка относились «по-другому». Но это следующая история, я же сейчас об исполнении самой первой заповеди.
Мне довелось однажды вести дискуссию с человеком, который сознательно не хотел иметь детей. Мне это казалось настолько диким, я настолько был уверен в своей правоте, что и доводы его слушал невнимательно. А жаль – за ними была целая философия. Он утверждал, что человек по природе эгоист. С этим спорить не следовало, он был прав. А раз так, рассуждал он, то эгоизм должен стремиться к заполнению всего пространства. Дети же мешают жить, приносят только хлопоты. Их надо родить, иногда с угрозой жизни для матери. За ними надо ухаживать, пока они маленькие, время, которое можно тратить на собственное развитие или удовольствие, приходится тратить на них. Чем они становятся старше, тем больше неприятностей доставляют родителям. Кроме того, от них, как правило, одни огорчения. И разочарования, поскольку наши методы воспитания разбиваются порой вдребезги. Конечно, бывают приятные исключения, говорил он, но я совсем не уверен, что они случатся с моими детьми, кроме того, они настолько редки, что риск неоправдан. Наличие детей связано с риском потерять их от болезни, несчастного случая… Зачем эти страдания? Помимо этого, содержание детей требует материальных затрат, лучше эти деньги потратить на себя. Да, соглашался он с моими доводами, есть, конечно, и радости от детей, но они несравнимы с теми радостями, которые мы можем себе организовать без них. Когда я воззвал к последним аргументам о помощи в старости, мой визави сказал, что, во-первых, у него достаточно средств, чтобы обеспечить себе в старости всё, что ни пожелается, причём, сможет он это организовать лучше, чем его дети, во-вторых, он никому не должен быть за это благодарен, а мы знаем, что, ухаживая за тяжелобольными родителями, дети, бывают, вздыхают прямо по-онегински: «Когда же чёрт возьмёт тебя?» А если он будет щедро платить тем, кто за ним будет ухаживать, то они будут молить о продлении его жизни, а мечтать о конце. А что касается того, что не всякому по карману организовать себе такой уход, то отсутствие детей даёт больше шансов скопить кругленькую сумму.
…Помню, разговор наш был поздним вечером прямо на улице. Мой собеседник присел на корточки, опершись о стену, и спокойно отметал все мои аргументы. Было понятно, что если для меня этот спор совершенно спонтанный, то у него все доводы много раз продуманы и выверены. Мы остались каждый при своём мнении: он по убеждению, я – по привычке. Все мои доводы разбились об его безупречную логику. Ещё один её пример: когда я сказал, что если бы его родители рассуждали так же, как и он, то его бы не было, он ответил, что, во-первых, он бы не мог об этом сожалеть, во-вторых, результат был тем же: его дети так и не родились бы. Так мы и расстались.
Я вспомнил об этом разговоре, хотя «вспомнил» - неверное слово – я никогда о нём не забывал, потому что эта ситуация поясняет, почему нужна заповедь о продолжении рода. Может быть, евреи использовали половое влечение только для наслаждения процессом любви? Ведь природа ли, Бог ли создали половое влечение для обязательного продолжения человеческого рода, а сам род решил обдурить природу и создателя вместе взятых. Он научился доставать сладости из автомата, не бросая в него денежку. И кто знает, что было на самом деле у Ривки с Ицхаком? Может быть, 20 лет жили в своё удовольствие, а детьми решили обзавестись позже. Так сегодня поступает множество западных мужчин и женщин. И если мы задаёмся вопросами, то вспомним, что Авраам и Сара 75 лет жили вместе и не имели детей. Правда, хочу напомнить, что противозачаточных средств в библейские времена ещё не было, да и практика небезызвестного Онана осуждались. Рахель, дочь Ривки, 14 лет была бездетна, Хана, мать царя Шауля. 19 лет ждала его появления.
Знаете, чем закончился мой спор 20-летней давности с тогда примерно 45-летним спорщиком? Я этого человека больше не видел. Он уехал в Израиль. Спустя годы общие знакомые мне рассказали, что у него с женой родился ребёнок, и ещё у него два ребёнка с любовницей. Я могу только гадать, что с ним произошло. Не исключаю, что он по-новому подошёл к заповеди «плодитесь и размножайтесь». Возможно, он понял её так, как и следует понимать: нельзя остановить жизнь на Земле. Не знаю, кто сказал, что жизнь – это эпидемическое заболевание, переносимое половым путём. После нас остаются мосты, книги, холсты, но главное – дети. Я считаю это аксиомой. На этом стоит мир. А Тора – прекрасное зеркало его отражающее. И одновременно показывающее возможности подправления нашего изображения. Надо только почаще в это зеркало заглядывать.
Переходим к ссылкам. Леонид и София Айзенберги из Бохума прислали материал о прекрасном еврейском художнике. Убедитесь в этом.
http://36ohk6dgmcd1n-c.c.yom.mail.yahoo.net/om/api/1.0/openmail.app.invoke/36ohk6dgmcd1n/8/1.0.35/de/de-DE/view.html#
А материал об авторе «Старика Хотабыча», помнится, уже был у нас однажды. На всякий случай повторяю.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=5f2f04&url=http%3A%2F%2Fwww.liveinternet.ru%2Fusers%2Fknada%2Fpost149541375%2F&msgid=13215962420000000683
Адресат «leon» прислал чрезвычайно интересный материал об еврейском алфавите. Убедитесь, друзья!
http://www.youtube.com/watch?v=SackTyuwmrw&feature=related
Инна Белиловская (Оберхаузен) порадовала нас удивительной композицией, названной «Ба мир».
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=7e2b16&url=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DlKzuQroUubwhttps%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DlKzuQroUubw&msgid=13217929840000000608
Эта неделя особенно богата на новые ссылки. Из моря информации мы отбираем ту, которую можно назвать имеющей отношение к евреям. Но иногда я делаю исключение. На сей раз оно вызвано просто тем фактом, что скульптор – японец. Из уважения к этому народу включаю материал, присланный Григорием Львовичем Рубинштейном из Бохума.
http://e.mail.ru/cgi-bin/getattach?file=Ho_Gejlord.pps&id=13217931940000000591;0;1&mode=attachment&channel=&notype
Я специально не выстраиваю порядок следования ссылок, я иду хронологически, так, как они приходили. Поэтому сейчас будет трагический номер, присланный Броней Гринберг из Хайфы.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=1ee781&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DBryW36elywU%26feature%3Drelated&msgid=13218232670000000108;0,1
Следующий материал о Януше Корчаке. Нахман Левит из Торонто прислал его.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=594e4a&url=http%3A%2F%2Fblogs.mail.ru%2Fmail%2Flidlud%2F4A0A34443C1A37F6.html&msgid=13220711010000000564;0,1
Ну, ещё одна картинка, не имеющая отношения к евреям. Но она имеет отношение к той стране, из которой мы родом. Адресант тот же, Торонто – там же.
http://e.mail.ru/cgi-bin/getattach?file=1309500019172660.jpg&id=13220394700000000569;0;1&mode=attachment&channel=&notype
А сейчас феноменальный по красоте номер, присланный Ехилем Белиловским (Оберхаузен)
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=e69bf8&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DrZKJcHVWI_4%26feature%3Dyoutu.be&msgid=13221477710000000480
Нарушу ещё одно правило, включу в текст письма материал, который прислал предыдущий корреспондент не ссылкой. Но он стоит того.
Наум Сагаловский Из Ватикана объявили: Избранного народа больше нет
Епископы из стран Ближнего Востока, собравшиеся на конференцию в Ватикане, приняли резолюцию, требующую от Израиля "прекратить оккупацию палестинских земель и прекратить использовать Библию как оправдание несправедливостей, чинимых в отношении палестинцев". Конференция, продолжавшаяся 2 недели, была созвана Папой Бенедиктом XVI для обсуждения положения христиан на Ближнем Востоке.
Католики составляют религиозное меньшинство в регионе, которое с каждым годом сокращается. Израиль возлагает ответственность за это на мусульманских экстремистов, но у самих католиков, как выяснилось, иное мнение. Епископы призвали Израиль выполнить соответствующие резолюции ООН и объявили, что "Священное писание не может служить основанием для возвращения евреев в Израиль, высылки палестинцев и оккупации палестинских земель". "Права на "Обетованную землю" не являются привилегией еврейского народа. Христос отменил это право. Избранного народа больше нет", - говорится в заявлении.
ISRALand
24.10.2010

Про избранный народ
Не всё-то нам, евреям, с неба манна,
напрасно городили огород:
известие пришло из Ватикана,
что мы уже не избранный народ,
что нечего носиться с нашей Торой,
служившей дивным светочем досель,
священною реликвией, в которой
Бог завещал нам Эрец-Исраэль,
а если говорить предельно просто,
мы избраны - надолго и всерьёз -
для клеветы, погромов, Холокоста,
всё остальное отменил Христос.
Католики совместно с ихним Папой,
от громких склок оправивишись едва,
пытаются, бедняги, тихой сапой
отнять у нас законные права.
Пускай они, как молотом чугунным,
размахивают именем Христа,
мы скажем так - а макэ зэй ин пунэм!
Не сбудется их давняя мечта.
Нас не пронять ни митрой, ни сутаной,
у нам один ответ, и он таков:
мы были на земле обетованной
и будем до скончания веков!
Своих былых деяний не расхлябав,
увы, достопочтенный Ватикан,
принявший, ясно, сторону арабов,
устроил этот гнусный балаган.
Пусть ложь и не цепляется к подошвам,
но вряд ли нас, евреев, изумит,
что Папа с гитлерюгендовским прошлым
не что иное, как антисемит.
Уверен я, что в нынешнем бедламе
мы Эрец, Богом данный, сохраним!
А Папа пусть идёт к такой-то маме,
и все антисемиты - вместе с ним.

Хорошей недели!
Лев Шварцман

Keine Kommentare: