Freitag, 12. Oktober 2012

Берешит5773

Шалом, други! Приступаю к еженедельному разговору. И начинается он, догадались? – с Хавы, которая, что сделала? – правильно: нагила. Сегодня это будет хор «Шофар» из певческого края, Латвии.
http://www.youtube.com/watch?v=ie-ojsgejjo
Песня ещё у нас в ушах, а мы уже переходим к воспоминаниям о совсем недавних событиях - которым нет ещё недели. Тем не менее, это уже история, это уже то,

ЧТО БЫЛО.
В пятницу прошла традиционная встреча «При свечах». Ничего нового на ней не происходило. Казалось бы рутина, но дело в том, что пятничные вечера не похожи один на другой. По крайней мере по содержанию. По форме – да: ужин, свечи, благословения, песни… А вот беседа у нас всегда разная. И всегда интересная. Мы не молчим, нам всегда есть, что сказать, и, к счастью, что услышать. Рассказчики у нас знатные.
В воскресенье был праздник Суккот. Мне уже доводилось в наших прежних разговорах восхищаться разнообразием обычаев проведения еврейских праздников, но не устаю удивляться заложенной в этом мудрости. Я это к тому, что Суккот – единственный праздник, который призывает нас проводить время в шалаше. Шалаш во дворе общины у нас получается огромный – он вместил почти семь десятков человек. Которые хотят поддерживать Традицию. А она предполагает сначала молитвенную службу, её провёл - пропел кантор Диди Поджус. Пропел в помещении, а ужин, всевозможные развлечения, песни, игры проходили уже на свежем воздухе. К счастью – к сожалению, погода была прекрасной, дождя не было. К счастью - потому, что ненастье не помешало радоваться жизни, а Суккот – это «время веселья нашего», а к сожалению - потому, что традиция заставляет задумываться о бренности жизни, о роли случая и судьбы в нашей жизни. А такие мысли являются более острыми в холод и дождь. Об этом я чуть-чуть рассказал на вечере, но в основном, повторяю, мы развлекались. Валентина Плаксина разучивала с нами еврейский танец, в моём исполнении он скорее выглядел как ненецкий (это не описка, именно ненецкий). Диди Поджус пел русские народные песни на немецком языке, чем вызвал ещё больше симпатий. Яков Шварцман пел и играл, все танцевали. Всего, что было, не перечислить. Но не упомянуть жареные орехи и печёные яблоки, приготовленные Татьяной Сторожевой, я не могу – уж больно были вкусны. Вечер всем понравился, а это – главное. Осенние праздники позади, круговорот еврейского календаря продолжается. Впереди – Ханука. Она будет «отмечаться» ежедневным добавлением одной горящей свечи, и это уже совсем другая особенность другого праздника, его гениальное отличие от других. До него всего-то менее двух месяцев. Но это уже будущее. Заглянем в него, правда, не такое далёкое. Ограничимся одной неделей. Заглянем в неё, посмотрим,
ЧТО БУДЕТ.
В пятницу – «При свечах». В 18 часов. Кто ещё не был, рискните.
В русской школе каникулы. Вспомнил я о ней, потому что мы ищем преподавателя английского языка. Если вам известен кто-либо, кто может и хочет немного подработать и при этом заниматься любимым делом,  свяжите его (её) с нами. Загляните для этого в записную книжку: тот, кому вы это предложите, будет благодрен.

В воскресенье в 15 «Еврейский Ликбез». Праздники закончились, мы возвращаемся к знакомству с Торой. Вспомнить бы, где мы остановились! Вспомним!
После «Ликбеза» запланирован дискуссионный клуб «Бекицер». Если вы помните, раньше он проходил у нас ежемесячно. Теперь намного реже. Этому безусловно есть причины. Одна из них – мы обо всё уже поспорили, а новые темы жизнь подбрасывает не так уж часто. То есть подбрасывает, но пока мы встретимся, а мы согласно выходу нашей газеты работаем в двухмесячном режиме, тема уже разобрана в прессе, интернете по косточкам, и спорить уже не о чем. Но всё-таки время от времени темы являются для нас интересными. Более того, порой они подсказывались участниками диспута прямо во время его проведения. Поэтому скажу честно: тема ещё не определена – вдруг жизнь или те, кто придут на дискуссию, подбросит интересную тему. Но если она была бы даже окончательно выбрана, всё равно я бы её не назвал: таковы правила нашей игры. В общем, приходите в воскресенье в 16 часов 30 минут – поговорим – поспорим. Можно и к 15 прийти: совместим диспут с «Ликбезом». То есть полезное с приятным. Уж сами решайте, что полезно, а что приятно. По мне, так в этом случае полезное приятно, а приятное полезно.
Теперь о двухнедельном будущем. 21 октября пройдёт экскурсия в Антверпен. Экскурсовод – Леонид Раевский. Этими двумя именами – Антверпен и Раевский – полагаю, что всё сказано. Посмотреть прекрасный город и послушать прекрасного экскурсовода записалось достаточное количество человек, чтобы поездка состоялась. На эту минуту есть всего ещё 7 свободных мест. Не манкируйте эту возможность. Я не буду потом помогать вам кусать локти. Хотя и без удовольствия буду смотреть, как вы это делаете. Если хотите избавить меня от этого зрелища, а себя от неприятной процедуры, запишитесь, пока такая возможность существует. Напоминаю наш телефон: 0208 – 38 56 225. А кто не знает, что нас ждёт в этом городе, посмотрите ещё раз «Делет» - там сказано самое главное про блистательный Антверпен.
Теперь о телевидении. Интересующие нас темы появляются лишь в воскресенье.
Sonntag, 14. Oktober, 13.30 – 14.00, NDR: Dein Feind und Helfer. Doku
Sonntag, 14. Oktober, 9.30-10.00, Deutschlandfunk: Von Leben nach der Folter. Erinnerung an Jean Amery.
Sonntag, 14.Oktober, 18.30-19.15, arte: Giora Feidman und das Gershwin Quartet
Переходим к вечному, к тому, что
БУДЕТ ВСЕГДА-ВСЕГДА
В эту субботу читается первая глава Торы. Называется она, как известно, «Берейшит», что переводится как «В начале». Вы помните, что названия глав Торы даны по их первым словам: «В начале Бог создал небо и землю». Давно думаю о том, как в этом случае правильно писать: «В начале» или «Вначале». Есть мнения в пользу обоих вариантов, но будем пользоваться распространённым. Я пишу об этом, чтобы подчеркнуть, что текст Торы вызывает споры и в его переводах. Ещё большие, кажется, чем оригинал. Этому есть масса примеров. Вот несколько из них, которые мы можем отыскать уже в первой главе.
Всем известно, что Бог создал мир за 6 дней. Само собой, что это утверждение вступает в конфронтацию с наукой, утверждающей, что наша Земля образовалась из солнечной туманности более 7, 5 миллиардов лет назад. А жизнь на ней появилась спустя 1 миллиард лет. Так что такое 6 дней творения? Не так наивен иудаизм, как может показаться с первого взгляда. Слово «день», как известно на иврите звучит как «йом». Одновременно это означает «этап, срок, период». Делайте выводы. Ещё пример: само слово «Бог, Господин» на иврите произносится как «Элохим» и означает «судья, авторитет».
Вот ещё примеры принципиальной невозможности перевода. В Торе говорится: «И был вечер, и было утро, день один». Казалось бы, что речь точно идёт о сутках, но вечер на иврите «Эрэв», а утро «Бокер». От корня слова «эрэв» происходят также слова «комбинирование, смешение, слияние», а от слова «бокер» «отделение, контроль, слежение». Эти понятия отражают принципы творения, адаптированные для простоты в сутки.
Выражение «первичный хаос» можно перевести и как «материал для рассмотрения и осмысления».
Невозможно на русский, да и на другие языки, перевести все оттенки ивритских глаголов, употреблённых в Торе для передачи слова «сотворил» - в Торе употребляются 4 слова с различными глубинными значениями – такие глаголы отсутствуют в русском. Не стану детализировать, но поверьте, что так оно и есть. Эти разные значения вносят нюансы, придающие словам совершенно иной смысл, который не может быть выражен другим языком. Именно поэтому, когда Тора была переведена впервые на греческий язык, у евреев был объявлен траур. Плакали они потому что Тору в принципе невозможно перевести: любой перевод убиваёт смысл. Пояснить его можно только с помощью Устной Торы, то есть при помощи объяснений. Вот лишь один пример.
Мы говорили о глаголе «сотворить». Когда речь шла о сотворении животных, в нём употреблена одна буква иуд, а когда речь идёт о создании человека, там две эти буквы. Может кто-нибудь без Устной Торы догадаться, почему так? Устная Тора поясняет, что сдвоенные буквы указывают на двойственную природу Адама, то есть человека. У него одновременно присутствует стремление и к добру, и к злу. Согласитесь, что это точное наблюдение. И ещё: его двойственность была не только духовной, но и вполне физической. Адам родился вместе с сестрой – близнецом, причём, сиамским близнецом. Они были скреплены по РЕБРУ. Я не стану развивать эту тему, спрошу только, откуда древние мудрецы могли знать то, что наука установила лишь в 20-м веке? Я имею в виду то, что каждый человек после зачатия бывает бесполым, вернее, двуполым – окончательно М или Ж будет установлено у плода через несколько недель. Когда-то давно я написал статью под названием «Ева – третья женщина», основанной тоже на материалах передававшихся из уст в уста и записанных лишь тогда, когда в связи с диспорой возникла угроза их утери . Устная Тора рассказывает о непонятных читателю Письменной Торы вещах. Мы о них подробно говорим на Ликбезе. Здесь же можно только упоминать . Рассказ об этой главе растягивается у нас в аудитории на много часов, то есть несколько недель. Это самая известная глава Торы, она насыщена событиями, которые наиболее спорны, поэтому она так и долга в обсуждении. Здесь же у меня осталось место лишь на её краткое содержание.
1. Последовательное планирование и возникновение Вселенной. Семь этапов творения.
2. Взаимоотношение частей творения; разделение Человека на Мужчину (Адам) и Женщину (Хава /Ева/).
3. Соблазнение Женщины Змием. Наказание Мужчины, Женщины и Змия. Изгнание Человека из рая (сад Эден).
4. Первые дети - Каин-земледелец и Авель-скотовод. Всевышний принимает жертву Авеля, а жертву Каина не принимает; Каин убивает Авеля и становится вечным скитальцем. Особый знак отличает Каина, чтобы его никто не убил.
5. Родословие потомков Адама.
6. Зло умножается на земле. Бог решает уничтожить род человеческий.

Давайте перейдём к тому,
ЧТО ЕСТЬ
в наших закромах. Леонид Айзенберг и София Повлоцкая (Бохум) прислали удивительную песню. Всем известную, но написанную другой мелодией. Мне кажется, что это очень трудно делать: писать новую мелодию на уже очень известную песню. Послушайте – совершенно новое интонационное наполнение получилось у известного текста.
http://www.playcast.ru/view/1522732/7167bf8809396a13c3311883ff8c26f61a20793epl
Вот их же ссылка на речь премьер-минист ра Израиля в ООН. Почитайте, хорошо высказался, но кто его поддержит?
http://www.mfa.gov.il/MFARUS/IsraelWorld/Iran/PM_Netanyahu_UN_speech_27-9-12.htm
Мария Носилова (тот же Бохум) прислала фильм об Элине Авраамовне Быстрицкой.
www.liveinternet.ru/users/3166127/post241812858/
А сейчас посмотрите на маленькое чудо – маэстро Эдика Юденича. Мне прислала ссылку жена, кто ей прислал - не знаю. Не имеет значения. Я не знаю, имеет ли отношение к тематике нашего общения Эдик. Другими словами, я не знаю, еврей ли он? Вспоминаю интервью с Эдитой Пьехой: на вопрос не евреем ли был Броневицкий, она ответила, что нет, просто у нас каждого талантливого человека принято считать евреем. Не важно к какому народу принадлежит 7-летний Эдик, он принадлежит всему человечеству.
http://youtu.be/BNNFtlF9CDE
А теперь об еврее. Михаиле Ходорковском. Его тюремные наблюдения тоже принадлежат всем.
http://esquire.ru/wil/mikhail-khodorkovsky
Что ж, на этом закончим. Только ещё одно объявление. Помещается по просьбе Евгения Кагана (ранее Дортмунд, ныне Бохум). Он занимается клубом литературы и музыки (КЛиМ) им. В. Велерштейна (сознаюсь: не знаю, кто это) под эгидой бохумской общины. С 22-го по 26-е октября под Билефельдом будет проходить встреча с немецкими лекторами по злободневным и историческим темам. Во второй половине дня - творческие мероприятия, в которых будут принимать участие интересные поэты, барды, прочий творческий, полагаю, русскоговорящий, люд. Стоимость участия – 75 евро. Сюда входит гостиница, 4-разовое питание, проезд, экскурсии. Всех, кого это заинтересовало, просят обратиться по телефонам 0160/3242518, 0160/5033874.
И хотя письмо и так уже очень длинное, помещу, коль обещал, ещё анонсы этого клуба:
28 октября - заседание клуба.
4 ноября в 14.00 – бард из России Ольга ЧИКИНА.
6 ноября в18.00 - поэт Игорь ИРТЕНЬЕВ (Москва/Иерусалим).
18 ноября в 15.00 - бард, Филипп ШАЙБЛЕ (Екатеринбург/Штуттгарт/Хоф);
2 декабря – бард Владимир ТУРИЯНСКИЙ (Москва/Вупперталь)
Теперь прощаюсь с вами на неделю. С сердечными пожеланиями и Шаббат шалом!
Лев Шварцман

Keine Kommentare: