Freitag, 1. Februar 2013

Итро 5773

Шалом, друзья! Как известно, очень трудно найти первую фразу. Поэтому я начинаю со второй: сегодня мою коллекцию «Хавы» пополнили Леонид Айзенберг и София Павлоцкая. Делюсь им (пополнением). Это – Лариса Луста, самая многосторонняя певица России. Поёт «Хаву» с еврейской страстью и русским рвением. Или наоборот: русским рвением и еврейской страстью.
http://www.youtube.com/watch?v=OPefo1G0xGw
Переходим к уже былому
Б Ы Л О
Пятница плавно перешла на нашей встрече «При свечах» в субботу. Хотя не совсем плавно. Обычно мы ведём спокойные интересные беседы. В этот же раз беседа перешла в спор, который стал зашкаливать за черту тактичности. Получается, что слишком близко некоторые люди принимают тему отношения к нынешнему главе российского государства. А именно об этом зашла почему-то речь. Уж и в дискуссионном клубе о Путине спорили, и разговоров о нём массу переговорили, а всё равно находятся у него среди нашей публики убеждённые сторонники. Его телевидение, что ли смотрят? Валентина Плаксина посчитала виноватой тему, создавшую напряжение в субботней беседе. А мне кажется, что нет запретных тем в Шаббат, а вот культуре спора и разговора нам надо ещё много учиться. У того же коренного населения.
Я на вишенке сижу, Уж наелся, братцы. Дядя Путин говорит, Что нельзя в Шаббат ругаться.
Кстати, сейчас подумал, что нынешний Путин на 6 лет старше тогдашнего Ленина, но нынешнего правителя России дедушкой Путиным почему-то не называют.
В субботу прошёл праздник Ту би-Шват. Народу было немного: жаль, конечно. Жаль тех, кто не был, а не тех, кто пришёл. Потому что пришедшим было неплохо. Согласно Традиции мы ели фрукты, запивали их вином. Хотя если быть точным, то мы пили вино и заедали его фруктами. Пели, шутили, играли, разговаривали…
В воскресенье чуть запоздало за фруктовым столом поздравили с юбилеем Светлану Нейман. Возглавляемый ею танцевальный коллектив является одним из самых ярких в нашей общине. Соответственно и Светлане поклон и уважение!
Праздник Ту би-Шват состоялся и в школе «Ами». Надо сказать, что она набирает обороты. Хочется, конечно, видеть там побольше детей, но те, которые ходят, к нашей радости растут в еврейской Традиции. Они учат иврит и английский, знакомятся с праздниками, обычаями, рисуют, играют, бесятся… куда ж без этого? Мы будем расширять палитру их эстетического и нравственного воспитания на национальном поле.
А во второй половине воскресенья прошёл отчётный концерт хора. Он всегда привязывается к годовщине рождения коллектива. Она отмечалась уже в седьмой раз. На сей раз концерт был необычным. Первая его половина представляла советские песни времён войны. Такой репертуар немецким аборигенам совершенно не знаком. Может быть, потому, что никто не решается петь осанну Красной армии в стране побеждённого бывшего врага. И хотя порядочные немцы, а их абсолютное большинство, себя с нацистским режимом не ассоциируют (в отличие от наших, до сих пор превозносящих «социализм» и его идеологию), всё равно, наверное, не очень приятно смотреть на кадры поверженного Берлина. А мы такие кадры показали. И песни многие перевели. И историю их создания рассказали. В общем, концерт получился не совсем обычным. Я бы даже сказал, совершенно неординарным и смелым. Во второй части звучали еврейские песни. Отзывы зрителей были самые положительные. Этот успех, само собой, в первую очередь, является результатом труда Галины Мучник. Надо отметить всех участников хора, проявивших много старания и дисциплины. И нельзя не упомянуть солистов: обаятельного Бориса Рейдермана, энергичную до страстности Рэму Сазонову, уверенно – вальяжного Валентина Гинзбурга и неповторимую Светлану Френкель. Неповторимую тембром, силой и красотой голоса. Много сделал для успеха концерта Хартмут Кер, отредактировавший все тексты на немецком языке, хорошо потрудились Михаил Непомнящий и Юрий Сторожев. Но особой похвалы требует работа Владимира Лившица, подготовившего всё экранное действо. Добросовестность и добрый вкус – его отличительные черты. Я так много пишу об этом концерте только потому, что он не стал проходящим в жизни общины. А завершился день рождения хора и театра (он стал театром случайно в тот же день, что и хор, только годом позже) небольшим застольем – надо же когда-то и расслабиться.
Б У Д Е Т
План ближайших мероприятий прост. В пятницу – «При свечах» (18.00). В воскресенье – школа «Ами» (11 часов) – можно приводить детей без предупреждения. «Ликбеза» в связи с моим отъездом не будет. Но будет рассказ о кумирах. Вернее, о кумире, правда, не прошлого времени, а современного. Елена Абрамовна Захарова решила рассказать нам об Олеге Газманове. И не только рассказать, но и показать. В конце будет традиционное чаепитие. Тепло, уютно, вкусно, меж своих… что ещё надо?
Хочу напомнить, что у нас действует служба по оказания внимания и помощи тем, кто в ней нуждается: больные, одинокие, старики… Конечно, слово «служба» не отражает истинное положение дел по организации усилий добровольцев, которые хотят быть полезными другим людям. Кстати, в эти дни два человека из нашей общины находятся на курсах по обучению такой помощи (третий не попал из-за болезни). Координирует эту службу Валентина Плаксина. Я говорю об этом к тому, что если кто-то заболел или по другой причине нуждается во внимании и помощи, дайте знать об этом дежурному в общину, а он доведёт информацию до тех, кому она полагается.
Ещё одно объявление: пора уже записываться на мацу, вино и другие продукты к Песаху. Конечно, впереди ещё много времени, но так как всякий раз находятся те, кто забывает заказать, то лучше всего это сделать заранее. Зайдите в общину либо позвоните.
Теперь о том, что
Б У Д Е Т В С Е Г Д А
Будет глава, названная по имени тестя Моисея,
Итро
Если кратко, то в ней:
Итро приходит в стан евреев вместе с женой Моше и двумя его сыновьями. Он даёт Моше совет установить систему судей и старейшин, чтобы облегчить задачу управления народом и само судопроизводство. Сыны Израиля располагаются лагерем у горы Синай. Всевышний сообщает им, что Он избрал их быть Ему "царством священников" и "святым народом». В ответ на что народ провозглашает: "Все, что Бог сказал, - сделаем!" В шестой день третьего месяца, через семь недель после Исхода, Бог "спускается" на вершину горы в звуках грома, сверкании молний, столбах дыма и трубных голосах шофара. Всевышний провозглашает Десять заповедей, заповедующих народу Израиля: верить в Бога; не поклоняться идолам; не произносить имя Божьего всуе; соблюдать Субботу; почитать родителей; не убивать; не прелюбодействовать; не похищать; не лжесвидетельствовать; не завидовать. Народ вопиёт к Моше о том, что такое раскрытие Божественного для них невыносимо, и чтобы он сам получил Тору и передал её им.
В прошлом году мы начали говорить о 10 заповедях, которые описаны в этой главе. Напомню, что нашей темой стала пятая заповедь, об уважении к родителям. Сейчас поговрим о третьей заповеди, она звучит так: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Как видите, переводить можно по-разному. Как нам запомнилось? Не произноси имени всуе. Этот церковный перевод в приведённом варианте осовременен, потому что «всуе» - это и есть «напрасно». Но дословно надо было бы перевести это слово как «ложно». Почему ложно? Да потому что часто клянутся именем Бога, а клятва не выполняется, она становится ложной. Именно поэтому и запрещено болтать попусту. А поскольку мы, бывает, не знаем, а возможно, никогда и не узнаем, ложная ли была клятва, то нельзя подкреплять клятву именем Бога, это раз, и вообще нельзя клясться - это два. Ну, какой серьёзный человек станет клясться, чтобы убедить кого-то в своей правдивости? И какой наивный человек поверит такой клятве? Серьёзный человек не станет врать, и клясться не станет, ему и так поверят. А коль он что-либо обещает, то и без стучания в грудь выполнит. Вот и призывает иудаизм нас быть серьёзными людьми. Не произносить имени Бога напрасно. Эта заповедь, таким образом, позаботилась о том, чтобы не было 11-й заповеди - «Не лги». Она просто перекрывает ею. Я читал, что слово «напрасно» имеет ещё в иврите такие смыслы как впустую, тщеславно, противозаконно. А слово «не произноси» означает ещё «не носить, не поднимать, не брать, не возносить». Видите, сколько смыслов появляется в дословном переводе?! А как примитивно мы понимали эту заповедь: «Не произноси имя Бога всуе». Надо так понимать, произноси только по делу, а не случайно.
К нарушителям клятв народ относился всегда с большим пренебрежением. В русском языке тот, кто не выполнил клятву, называется клятвоПРЕСТУПНИКОМ, Ни больше, ни меньше. А слово «клясть» происходит от «клясться» и находится в близких родственных отношениях со словом «проклинать». В общем, лучше не клясться. А чтобы делать, как лучше, и существует рассматриваемая заповедь.
У нас произошла девальвация самого слова «клятва». Ушаков его определяет как торжественное утверждение, подкреплённое упоминанием чего-то священного, авторитетного; присяга. А у евреев клятва есть только в виде обещания, и то самому себе. А уж услышать такое как «Христом Богом клянусь!» или «Аллахом клянусь», вообще не услышать. Если исполнять третью заповедь. Хотя однажды мне довелось услышать такую клятву. Это было в родном городе, одного из членов правления синагоги его коллеги обвинили в материальной нечистоплотности. В ходе разборки он вдруг поднял лицо вверх и стал призывать в свидетели Бога, что он этих денег не брал. Все старики начали его осуждать, по их лицам и комментариям было понятно, что фактом такой клятвы он вызвал ещё больше недоверия. К слову говоря, спустя время мне пришлось убедиться в его нечистоплотности. Ко мне пришёл один человек и попросил «сделать» ему справку о том, что он – еврей. Для выезда в Германию. Он предложил мне 5 (пять) тысяч долларов. А когда я отказал, он, считая меня дураком, заявил, что всё равно он такую справку получит. Через неделю он специально пришёл (никогда до тех пор и никогда после этого я его не видел) и показал мне справку, выданную синагогой, в которой утверждалось, что он – еврей. Подпись была неразборчива, но он сказал мне, кто его «сделал» евреем. Это был тот человек, который клялся Богом. Его уже давно нет на этом свете, а взяткодатель, очевидно, живёт где-то в этой стране и входит в число тех ста тысяч евреев, которым в общины не зарегистрировались. А может, и стал членом общины, ведь мы знаем, что многие общины не были слишком разборчивы в определении еврейства – ведь каждый человек на учёте – это лишние деньги на счету. Но вернёмся к клятвам.
Есть ещё один аспект в запрете клятв. Помимо пустых упоминаний Бога (в русском языке это слово «господи», которое употребляется пустословами где надо и не надо: уронил вилку – «Господи!», оговорился . «Господи!», запутался в подсчёте – «Господи!», зевнул . «О, Господи!». В общем, обозначение высшего разума превратилось у этих Эллочек в междометие. Так вот, третья заповедь предохраняет от того, чтобы клялись в самых очевидных вещах. То есть в явной аксиоме. В широком смысле это забота о чистоте нашего языка, в запрете употреблять банальные и затёртые слова и выражения. Если мы будем стараться не говорить штампами и клише, то и мыслить будем точнее, и эта постоянная работа мозга отодвинет нашу старость. Получается, что простая заповедь «всуе» заставляет нас мыслить оригинально, а разве есть что-либо более важное для человека?
В этой заповеди есть ещё один смысл, заставляющий не только работать мысль, но и влияющий на наши поступки. «напрасно произносить имя Бога можно в том случае, когда кто-то молится, а поступает не лучшим образом. То есть НАПРАСНО он произносит слово «Бог», ему люди не будут верить.
И последний аспект, который мне видится, это в прямом смысле не упоминать всуе. То есть Тора этой заповедью требует от нас чистоты речи и её культуры. Отказа от слов – паразитов. Но этот простой смысл является совсем маленьким на фоне других требований, выдвигаемых этой заповедью. Клянусь!
Спускаюсь в закрома, наполненные богатствами, присылаемыми вами, друзья. Вы делаете большую работу, которую в одиночку не одолеть. Только вместе мы можем выбрать в море информации то, что нам близко, интересно и полезно. Спасибо всем, кто делится своими находками в море мировой паутины!
Е С Т Ь
Начну со ссылки всё тех же Айзенберга – Павлоцкой. Вы можете услышать блестящую игру Мацуева (Мац) и Струлёва (Гликман). Поскольку оба по папиной линии имеют отношение к еврейству, то я включил их в этот раздел. Наслаждайтесь!
http://www.youtube.com/watch?v=_b3Jv2YHUkA&feature=related
Оттуда же любопытный материал:
http://www.foruma.su/?sub=4256#comments
Они же прислали ещё кое-что интересное:
http://hamasa.net/archives/1068
Следующий линк прибыл из Канады, от Нахмана Левита, проживающего в Торонто. Это фильм о евреях в Советском Союзе, о попытке их выселить и уничтожить.
http://www.worldjewishtv.com/content/detail/927/
Марк Певзнер из Дюйсбурга прислал фильм об Ирене Сендлер из Польши. Антисемитской Польши, которая несмотря на это дала самое большое количество праведников народов мира. Этот фильм был уже в нашей рассылке, но ещё один просмотр сделает нас всех чище.
http://www.youtube.com/watch?v=jRZo3n0MaKo



Всё, друзья. Я прощаюсь с вами на неделю. И уже знаю, о чём буду писать. О том, что у нас 10 февраля будет собрание. ничего не планируйте на послеобеденное время - будем беседовать о нашей общине.

Желаю вам мирной субботы и хорошей недели!

Ваш 
Л. Ш

Keine Kommentare: