Freitag, 22. Februar 2013

Пурим 5773

Шалом, друзья! Шалом, подруженьки! Вот ещё одна неделя улетела в прошлое. Одна из 3650, которые приходятся на нашу жизнь. Если считать, что проживаем мы 70 лет. Кстати, евреи, желая друг ругу дожить до 120 и понимая, что это – хотя биологически и реальный срок жизни, всё таки реалистически считают, что средняя жизнь длится 70 лет, то есть 3650 недель. Поэтому те, кто дожил до 83-х лет, отмечают вторую бармицву. Ведь прожили первые, полагающиеся, годы, а потом ещё 13 лет из дополнительной жизни. Поэтому если брать 70 лет в качестве точки отсчёта, то мне осталось почти 208 недель. Если, конечно, проживу их. Значит, надо спешить. Что я и делаю: спешно перехожу к «Хаве». Кстати, «Хав» в моей коллекции осталось много меньше, чем недель впереди. Поэтому наслаждаемся остатком. Эта «Хава» из Америки, её прислала когда-то Полина Михайловна Крейндис. Исполняют её, по-моему, не евреи, а, скорее всего, христиане. Тем приятнее.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=28bc9a&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D2WF6irnzAiI&msgid=13064829930000000418;0,1
Переходим к недавнему прошлому.
Б Ы Л О
Да, пятница, да «При свечах». Вкусную картошку приготовила Елена Банд, впрочем, у нас всегда всё вкусно, но на этот раз мне почему-то запомнилась картошка. Понятно, что это не единственное, что запомнилось. Разве можно забыть день рождения одной из самых активных членов нашей общины Этель Исааковны Резник?! Я об этом говорил и на собрании - Этель Исааковна всегда там, где бьётся пульс еврейский жизни. И поэтому поздравили мы её с огромным уважением. И вообще – те, кто ходят на Шаббат, чувствуют себя семьёй. И это хорошо.
В воскресенье работала еврейская школа «Ами». Детей было больше обычного, и это тоже хорошо. Я, правда, приехал к концу занятий, потому что был на собрании хорового Союза, куда мы входим с нашей «Риной». Такие посещения полезны, потому что хотя мы и на Западе живём, всё равно ещё не всё знаем, что можно здесь глазами жадными хапать. Многому мы уже здесь научились, но многому ещё предстоит. Напомню, что последнее собрание мы провели так, как я углядел именно в этом Союзе. А вообще-то мы далеки от жизни немецких хоров, изредка в ней принимаем участие.
После обеда, в прямом смысле слова, дети-то у нас в воскресной школе обедают, так вот, после обеда состоялся «Еврейский Ликбез». Разговор был о Пуриме. Сколько лет уже я рассказываю об этом празднике, а всякий раз он открывается новыми гранями! Поговорим ещё о нём.
Во вторник у нас были гости. Представители евангелической общины. Очень радостно, что люди интересуются еврейской жизнью. Этот интерес был неподдельным. Она расспрашивали обо всех сторонах нашего бытия. При этом надо сказать, что знают они о нас очень мало, и я рад, что мы с Валентиной Плаксиной смогли продвинуть их немного в знакомстве с еврейством. Хотя встреча была накануне Пурима, мы решили их угостить умынташами – они хором отметили их вкусность. Это благодаря Татьяне Сторожевой, которая несмотря на сильное недомогание спекла всё же знаменитые треугольнички. Спасибо ей! Гости, по-моему, остались очень довольны визитом, пригласили нас к себе. Я считаю, что мы должны быть открыты миру, при этом сохраняя самобытность. Ею мы и интересны. А наша открытость, знание нашими соседями нас и наших жизненных правил является тем путём, который может уменьшить антисемитизм на земле. И пусть это незаметная капля в мире злобы, но это единственный путь, ведущий к миру. Добавлю ещё, что гости пришли к нам не с пустыми руками – денежный подарок пополнил нашу кассу. Прибавим эти деньги к тем 600 евро, которые немецкие безымянные друзья уже собрали нам на Свиток Торы.
Перейдём к тому, что
Б У Д Е Т
В пятницу встреча Субботы в нашем узком кругу. А в Субботу – празднование Пурима. Начало в 16 часов. В нашем газетном объявлении мы писали, что вход на бал – маскарад будет стоить 5 евро. Для членов же общины, не имеющих задолженности по взносам, - 3 евро. Это немного, если помнить живую музыку, призы и те вкусности, которые готовит община. Вы заметили, что последнее время у нас за вход на праздники плата не взимается. Я не знаю, как будет в будущем, но, как видите, исключение пока сделано только для Пурима. Как вы понимаете, это неспроста – мы хотим стимулировать приход на бал в маскарадных костюмах. Даже самый скромный элемент его приведёт к бесплатному входу. Сказано, чтобы веселился ты, и сын твой, и дочь твоя, значит, так и надо делать. И даже жена твоя пусть веселится. Короче, все на борьбу с отсутствием масок! Это тот случай, когда форма влияет на содержание: будем в маскарадном костюме, значит, будет весело. Ещё короче: кто будет без костюма, маски и т. п., будет платить. Это не тот случай, когда можно других посмотреть, а себя не показать. Штраф за это полагается: для членов общины 3 евро, для других – 5. А для тех, кто весел и открыт празднику и людям – бесплатный вход.
На следующий день воскресная школа. Как всегда, в 11 часов. Дети тоже будут праздновать Пурим. Вот хороший повод привести детей или внуков. «Ликбез» будет в 15. Мы будем читать Свиток Эстер.
И уже в 16.30 начнётся спектакль «Моя кошерная леди». Честно говоря, это, скорее всего, будет последняя возможность увидеть его в нашей округе. Мы его уже везде показали, но решили дать возможность посмотреть его тем, кто по каким-то причинам пропустил предыдущие показы. А не посмотрело его немалое количество наших соседей, то есть живущих неподалёку. Поэтому я прошу всех позвонить друзьям, знакомым, родственникам, всем, кто ещё не видел «Леди». Вы сделаете им доброе дело. И нам тоже, хотя коммерческих целей мы перед собой не ставим – нам бы окупить вложенное! Поэтому мы сделали билеты по традиционной цене в 6 евро (пачка сигарет). Члены общины, а таковые, не видевшие спектакля, тоже имеются, будут платить 50% от этой и без того низкой стоимости билета. Наш зал маленький, зрителей на 60, хотя однажды на «Снежной королеве» поместились все 90. Но нам, чтобы актёрам хорошо игралось, надо каких-то 60 зрителей. (Вот и получилось 60 - 90 – 60: всё не как у людей!). Но я надеюсь, что спектакль, как и предыдущие 13 показов, пройдёт «на ура!». А дальше нас ждут зрители Карлсруэ, Магдебурга… Вот и получается, что там ждут, а здесь не приходят. Исправим положение!
Несколько слов о том, что
Б У Д Е Т В С Е Г Д А.
В прошлые годы мы вспоминали о правилах Пурима, знакомились с еврейской философией этого праздника… Сейчас я хочу вернуться к начатой чуть выше теме: обязательность карнавала в Пурим. Конечно, «карнавал» - это понятный нам термин. Наши же отцы и деды говорили «пуримшпиль». Это традиционное веселье, когда взрослые и дети переодеваются в различные костюмы, скрывают лица под масками и… То ли участвуют в карнавальном шествии, как, например, происходит в Израиле, то ли дурачатся среди друзей, в кругу семьи. Легче всего вызвать комический эффект путём переодевания в одежду противоположного пола. Но это-то и запрещено в Торе и других еврейских книгах. Напомню, что и запрещено было натягивать на себя одежду идолопоклонников. Почему я об этом говорю? Чтобы подчеркнуть, что народная традиция оказалась сильнее раввинских авторитетов. Нет, не так, надо сказать, что реализм раввинов не позволил им бороться с народной традицией. Поэтому еврейский Закон закрыл глаза на нарушение заповеди. Что говорит о силе иудаизма, его верном подходе к возникающим проблемам. Правда, сегодняшняя ситуация в некоторых вопросах может заставить усомниться именно в реализме раввинского корпуса. Например, в вопросе еврейства по отцу. Здесь консерватизм раввинов не даёт движения вперёд. Конечно, капля камень долбит, но вот, всё никак не додолбит. Конечно, примеры не сопоставимы, сопоставимы только подходы к их решению, и отвлёкся я только для того, чтобы на этом фоне ярче стала революционность реализма тех, кто разрешал вещи, которые, казалось, переворачивали Ниневию (это ассирийский город, упоминаемый в книге Ионы). Но вернёмся к пуримшпиль. Помимо того, что евреям разрешили переодеваться на карнавалы, ещё предписывалось все женские роли играть мужчинам. Представляете себе, как выглядела в этом случае красавица Эстер?
Ещё один нюанс. События Пурима говорят о том, что лицо Бога в те времена было сокрыто от евреев, то есть к тому времени явная демонстрация божественных чудес прошла. Может быть, это наивное предположение символичности, но не намёк ли это на то, что и наше лицо должно быть скрыто? Маской, чужой одеждой, гримом…
Я последнее время по мере возможности старался исполнить эту неписанную заповедь. Когда общины нашей ещё не было, устроил однажды в Пурим семейный маскарад. Мы с женой переоделись, я в женщину, она – в мужчину, и поехали к маме, брату… Передать эффект я не берусь, скажу только, что если день без смеха – потерянный день, а смех продлевает жизнь, то жизнь покойной мамы мы тогда немного продлили. Потом дважды я переодевался, уже в общине, в женщин. Оба раза настолько успешно, что даже рядом стоящие и разговаривающие со мной люди, случалось не узнавали меня. Я это рассказываю не к тому, чтобы поведать о моих выдающихся актёрских способностях, нет, конечно. Актёришко я заурядный, но ситуация управляет реакцией на наше дурачество. Но вру, не такой уж я плохой актёр. Я не об этих переодеваниях. Более 40 (ужас!) лет назад я написал сценарий новогоднего утренника, и поскольку я из-за своей вечной занятости делаю это всегда в последний момент, то и здесь так случилось. И никто из наших актёров не брался выучить за короткий срок текст. Я не сказал, что сценарий был в стихах. Что оставалось делать, я-то тексты знал, поэтому мне пришлось играть злого волшебника. После одного из утренников директора нашего заведения вызвал к себе секретарь горкома и сказал примерно так: «Что вы там у себя, понимаешь, устраиваете? Что там у вас за злые волшебники, понимаешь? Моя дочка, понимаешь, пошла, как нормальный ребёнок отдохнуть, понимаешь, к вам на, так сказать, утренник, а там злой волшебник! Дочка, понимаешь, испугалась и намочила трусики. Уберите, понимаешь, этого злого волшебника!» Согласитесь, что как результат игры актёра это проливание ещё похлеще проливания слёз. Считаю, те мокрые трусики девочки высшей оценкой моего актёрского труда.
В прошлом году я нарядился босяком – уголовником. Как заметила одна наша женщина, я ещё долго не мог выйти из этой роли. В этом году я тоже планирую переодеться. На сей раз в… Ага, так я вам и сказал! Вы попробуйте узнать меня. Единственное что я вам подскажу – соска у меня будет настоящая. Ещё раз призываю: давайте вместе подурачимся! И исполним народную заповедь – напиться. До степени неотличения Амана от Мордехая. При этом друг друга давайте не узнавать ещё трезвыми. Доставим радость друг другу!
Всё, перехожу к тому, что
Е С Т Ь
И сразу бохумчане Леонид Айзенберг и София Павлоцкая. Светлый фильм о куклах.
http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%20%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%20%22%D0%BA%D1%83%D0%BA%D0%BB%D1%8B%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%20%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%B0%22&source=web&cd=1&cad=rja&sqi=2&ved=0CC0QtwIwAA&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DVMXEVEk1js0&ei=BhsgUc_VIpDEswbOpIDwCA&usg=AFQjCNGrTuG4KvomvpcEQbF6d0Z_n_mcGQ&bvm=bv.42553238,d.Yms

Ещё одна длинная ссылка. Не знаю, кто прислал её, но это фильм Чухрая «Прерванное молчание». Посмотрите.
https://e.mail.ru/cgi-bin/getattach?id=13609195390000000226%3B0%3B1&bs=2200&bl=99&ct=application%2Foctet-stream&cn=%D0%94%D0%95%D0%A2%D0%98%20%D0%B8%D0%B7%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D1%8B.url&cte=base64&notype=1&file=%D0%94%D0%95%D0%A2%D0%98%20%D0%B8%D0%B7%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D1%8B.url&mode=attachment&channel

Переходим к малым формам. Броня Гринберг из Хайфы прислала чудесную еврейскую сцену из спектакля. Прошу.
http://www.youtube.com/embed/LFaWwyZ5nm0?rel=0

Она же прислала несколько видов Израиля – это всегда приятно и красиво.
http://www.liveinternet.ru/users/jostr/post258162981/

Пожалуй всё. Но глядеть вам есть что надолго. Поэтому ограничимся лишь тремя ссылками. А я вам пока расскажу, что Александр Израйлевич Родман перенёс ампутацию мужественно. Он уже делает первые шаги в вертикальном положении. Е5тественно, что мы будем помогать ему всем, чем сможем. Сейчас на повестке дня подходящая квартира. Это должен быть этаж на земле либо в доме с лифтом. Желательно, а возможно и обязательно, в центре города. Поближе к общине. Нужны две комнаты, само собой по «социальной цене». Хотя в беседе со мной сотрудник социаламта пообещал, что будет оплачена квартира и большего размера. Давайте искать её всем миром. Кто что слышал, знает, дайте знать. Лучше всего сразу мне.
Всё. Желаю хорошего настроения. Всех с праздником!
Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: