Freitag, 15. Februar 2013

Трума 5773

Шалом, друзья! Невероятно, уже середина февраля. Хочется «достать чернил и плакать…» В советское время эти строки понимались по-другому. Поскольку всё было в дефиците, то и чернил достать было непросто. И плакали от радости, что достали. У нас есть другие поводы для радости, например, наша «Хава». В исполнении студентов гонконгского университета. Они, оказывается, ещё и поют.
http://www.youtube.com/watch?v=Xja9I74Aquw&feature=related
Что ж, хорошо поют. Но мы переходим к тому, что
Б Ы Л О
В пятницу (многие пропускают эту строку, поскольку она повторяется из недели в неделю; что ж, мы сильны традицией) прошла встреча «При свечах». Ничего необычного на ней не было. Всё, как всегда, то есть хорошо.
В воскресенье работала детская школа «Ами». Здесь тоже всё было, как обычно, если не считать того, что дети готовились уже к Пуриму. Единственное, что отличало это воскресенье от прочих, это то, что обед готовил я. Под присмотром женщин, конечно. Хотя я уже и сам многое знаю, например, освоил, что кипящие вареники надо помешивать тыльной стороной ложки. А то развалятся. Мужики, возьмите на заметку. Сам сварил, сам снял пробу – было вкусно. Мне понравилось. В смысле, снимать пробу.
А после обеда состоялось ежегодное собрание членов общины. Правление решило провести его необычно – вместо разглядывания затылков, мы могли смотреть в глаза друг другу. Поскольку сидели за столами, поставленными буквой «п». Я усмотрел такую форму проведения собрания на отчётно-выборном действе Союза хоров, куда входит наша «Рина» и где я с Хартмутом Кером представляю её интересы. В конце собрания все заявили, что им всё понравилось: и чаепитие, и работа правления в прошлом году. Думаю, что эта форма собраний у нас приживётся. А что касается его содержания, то мне кажется, что я сделал подробный отчёт, коснувшись практически всех аспектов жизни общины. Не стану здесь повторяться, во-первых, мне понадобится полтора часа, во-вторых, кто «заховался» и не пришёл на собрание, я не виноват. Те, кому интересна жизнь общины, были. Несмотря на карнавал. Теперь пару слов о том, что
Б У Д Е Т
В пятницу (некоторые пропускают эту строку, поскольку она повторяется из недели в неделю, что ж, традиция сильна нами, теми, кто её поддерживает) пройдёт встреча «При свечах». Ничего особенного на ней будет. Всё будет, как всегда, хорошо. А именно: вино, песни, разговоры, хорошее настроение…
В воскресенье в 11 часов откроются двери еврейской школы. Для детей от 4-х лет. И для их мудрых родителей. Подготовка к Пуриму будет продолжаться. Я попробую мешать вареники деревянной ложкой.
В 15 часов приглашаем на «Еврейский Ликбез». Наверное, мы не об актуальной главе Торы будем беседовать, а о наступающем празднике: ведь нам важно знать его истоки, его философию и его обычаи. События Пурима, уверяю вас, очень интересны! Могу вас заинтриговать, но не стану этого делать – вы и так поверите, что сюжет Книги Эстер по напряжению сродни хорошему детективу. Правда, его концовку мы уже знаем. Всё равно, милости просим на «Ликбез»!
А в 16 часов 30 минут сцена община будет отдана Льву Миркину, киевлянину из Дортмунда. Как я сказал на собрании, у нас нет возможности прослушивать всех певцов и музыкантов, предлагающих выступления. Руководствуемся интуицией. Не подвела ли она меня на этот раз, мы сможем узнать в воскресенье. Очень надеюсь, что нет. Он поёт еврейский песни, русские, украинские, в его репертуаре классика и романсы. Вход мы сделали свободным. Приглашаем всех! У нас тепло, уютно, хорошие лица… И ещё прекрасные песни.
Теперь о вечном, о том, что
Б У Д Е Т В С Е Г Д А
Недельная главушка называется Трума, что можно перевести как подношение, или приношения, или пожертвования, или возношения…
Бог велит Моше построить Мишкан (Святилище) и дает ему подробные инструкции. Сынам Израиля предлагается пожертвовать для Мишкана драгоценные камни, металлы, дорогие ткани, шкуры животных, масла и благовония. Во внешнем дворе Мишкана будут находиться жертвенник для сжигания приношений и медный умывальник. Шатёр Откровения, главная часть Мишкана, будет разделен завесой на два помещения. Внешнее помещение доступно только коэнам, потомкам Аарона. Там должны стоять стол для "хлебов предложения", храмовый светильник (Менора) и золотой жертвенник для воскурений. Во внутренних покоях Шатра, куда разрешено входить только Первосвященнику, причем только один раз в год - в Йом Кипур, будет находиться Ковчег Завета, где хранятся полученные на Синае две каменные скрижали с начертанными на них Десятью заповедями. Приводится детальное описание конструкции Мишкана и всех его атрибутов.
Первые слова главы звучат так: "Пусть (сыны Израиля) возьмут для Меня возношение..." Рав Нахум Пурер заметил, что эта словесная конструкция очень необычная: «пусть возьмут для меня…» Не правильнее было бы сказать: «пусть принесут мне подношения»? Но в том-то и дело, что отношения Бог – человек рассматриваются Торой как отношения жениха и невесты. Поэтому дарение здесь равноценно получению. У других народов жених и невеста обмениваются кольцами при заключении брака. У нас, евреев, только мужчина вручает кольцо своей будущей жене.
Исключение допускается лишь в тех случаях, когда жених – важная персона и обычно не принимает подношений. Если невеста дала ему кольцо, их брак действителен, потому что она получает удовольствие, когда жених принимает её подарок. Иначе говоря, берёт она, а не он. Поэтому принимая от нас пожертвования, Всевышний доставляет нам радость, ценность которой намного выше денежного эквивалента нашего подарка. Повторяю, что это мысли Нахума Пурера. (Для тех, кто не знает этого имени, скажу, что он из Москвы, живёт в Иерусалиме, автор мноих книг и статей об иудаизме).
Я же напомню вам, мы об этом уже говорили однажды, что пожертвования на Мишкан собирались, в основном, золотом, серебром и медью. Наши мудрецы определили, что цдака, выделенная человеком, когда он здоров и благополучен, приравнивается к золоту. Когда же человек даёт на благотворительные цели, заболев, его пожертвования сопоставимы с серебром. И третий вид – это деньги, даваемые в критической ситуации, при тяжёлой болезни или прочих несчастиях: их символизируют медь. Напомню, кстати, что медь – тоже дорогой металл. Но золото всё-таки дороже.
Перехожу к следующему разделу, к тому, что
Е С Т Ь
Включаю электронную почту и вижу:
Отрытое письмо Геннадию Хазанову (первыми прислали из Бохума Леонид Айзенберг и София Павлоцкая, )
http://irwi99.livejournal.com/741436.html
http://haamash.wordpress.com
Послушайте (и посмотрите) этот номер. Уверен, что не сможете оторваться. Это Алексей Игудесман, наш человек из Петербурга, который жил в Германии, а сейчас представляет Австрию; он работает вообще-то в паре с пианистом Joo (не знаю, как по-русски звучит имя этого корейца, который , кажется, родился в Индонезии). В предлагаемом номере они выступают с Гидоном Кремером, бывшим рижаниным, и его оркестром «Кремерита». Блестящий номер!
http://youtu.be/pI-PloJWbSk
Сразу несколько человек прислали рассказ «Старая пуговица».
http://berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer10/Gorodeckaja1.php
А в качестве десерта посмотрите фильм о Марке Шагале и Хаиме Сутине. Он уже однажды был у нас, но повторенье – мать развлеченья
https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=1fcOqkyqUXw#!
И самое последнее, совсем не радостное. В пятницу Александру Израйлевичу Родману будут делать операцию по ампутации левой ноги. Давайте молиться, чтобы у него были силы пережить это тяжёлое испытание! Пусть он чувствует флюиды наших мыслей о нём! А позже пусть почувствует и конкретную нашу поддержку!
Будьте здоровы!
Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: