Freitag, 8. Februar 2013

Мишпатим 5773

Шалом, (по)други!
Давненько не общались. Дней семь. И опять «Хава», сегодня она в очень оригинальной хоровой обработке.
http://www.youtube.com/watch?v=KlLAuWQ5pyc&feature=related
А мы пускаемся в воспоминания.
Б Ы Л О
«При свечах». Я отсутствовал. Валентина Плаксина сказала, что всё было хорошо. Как обычно, хорошо. В воскресенье были занятия в школе «Ами». Мне сказали, что они прошли, как всегда, хорошо. В тот же день состоялась встреча у экрана. Елена Абрамовна Захарова рассказывала об Олеге Газманове. Вообще-то мы национальную принадлежность Кумиров не выбираем – хлопали ему евреи, и уже достаточно. Но так получилось, что кумир Газманов оказался наполовину евреем. Его мама Зинаида Абрамовна была врачом, а отец – военнослужащим, сыном татарского народа. Это всё не очень важно, важно, как мне говорили, вечер прошёл интересно. Как всегда.
Вы спросите, где был я? Отвечу, поскольку это с личной жизнью не связано: я ездил в Мюнхен на встречу руководителей либеральных общин Германии. Надо сказать, что подзарядился я там разными идеями – будем потихоньку претворять их в жизнь. Самое яркое впечатление – проведение семейного шаббата в мюнхенской общине. Когда участниками были совсем крохотных детки, а также старики. Не считая всевозможных промежуточных возрастов. . Все были вместе, всем было радостно, все гости были действом тронуты до слёз. И конечно же, присутствовала зависть к людям, которые сумели так объединить евреев под крышей либеральной общины. Правда, в основном членами этой общины являются немецкоговорящие евреи. Может быть, этим всё и объясняется. Тем не менее, всё равно завидно.
Поговорим о том, что
Б У Д Е Т
Схема почти не меняется. В пятницу «При свечах». Круг людей, считающих, что Субботу надо встречать в общине, сложился давно. Но двери в 18 часов всегда открыты. Для тех, кто хочет присоединиться к соблюдению традиции и к хорошей компании.
В воскресенье в 11 часов детская еврейская школа. А вот в 15 часов начнётся собрание общины. Надо сказать, что время выбрано, наверное, не очень удачно – в это время по улицам и мимо общины будет шагать карнавал. Чего-то я о нём не вспомнил в декабре, когда составлялся план работы. Упущение… С другой стороны, возможно, это придаст настроение тем, кто будет сидеть в тепле и обсуждать жизнь общины. У нас в общине есть только одна семья, которая будет смотреть карнавал впервые. И то часа на это дело, наверное, при такой погоде вполне хватит. В общем, все на собрание! Хочется иметь кворум, чтобы не переносить обсуждение.
Ещё о будущем. У нас начинают работать очередные компьютерные курсы. Напоминаю, что для членов общины они бесплатны. Вся информация по тел. 44 591 418 у руководителя курсов Ехиля Белиловского. Мне кажется, что туда могут пойти и чуть продвинутые чайники. Впрочем, задайте этот вопрос Ехилю.
Теперь о том, что
Б У Д Е Т В С Е Г Д А
Глава называется «Мишпатим» (законы). О переводе этого названия мы много говорили в прошлые годы, поэтому не будем повторяться. Перейдём к её сути.
После 10 заповедей Бог даёт народу Израиля множество законов. Среди них о рабе-еврее; наказания за убийство, похищение, насилие; законы гражданского права о возмещении ущерба, предоставлении займов, ответственности за вверенное имущество; правила, обеспечивающие справедливое судопроизводство. Также упомянуты законы, остерегающие против притеснения пришельцев, правила соблюдения праздников и приношения плодов урожая в Иерусалимский Храм, запрет смешения мясного с молочным и заповедь о молитве. В общей сложности глава «Мишпатим» содержит 53 заповеди — 23 предписания и 30 запретов. Бог даёт обещание привести народ Израиля в Святую Землю и запрещает евреям перенимать языческие обычаи её нынешних обитателей.

В прошлые годы мы говорили подробно о некоторых законах. Их так много в этой главе, что материала нам хватит ещё на много лет вперёд. А сейчас я хочу поговорить об очень актуальной теме - запрещении взяточничества.
На него объявлен абсолютный запрет. В первую очередь, этот закон относится к судьям. Потому что судья – взяточник разваливает всю систему еврейского мировосприятия. Давайте подумаем, что может быть отвратительней человека, обличённого доверием и принимающего несправедливое решение из соображений материальной выгоды? Тора предупреждает судью: «Не принимай мзды!» Это тотальное правило: судья не может получить подарок, даже если ему его дают с просьбой судить справедливо. И нельзя получать мзду, даже если судья убеждён, что, несмотря на взятку, он примет справедливое решение. Нельзя получать взятку услугой, пусть и самой мелкой. Судье запрещено даже выслушивать комплименты в свой адрес от одной из сторон процесса. То есть судья должен быть абсолютно чист.
В еврейской практике есть пример такой честности: один судья по дороге в суд, получил помощь в преодолении большой лужи от случайного попутчика. Они разговорились, и судья выяснил, что попутчик тоже направляется в суд – он является истцом в том процессе, который должен вести судья. И он отказался вести этот процесс, потому что, получив помощь от одной из сторон, он уже не мог быть объективен. Положительное отношение к участнику процесса, равно как и отрицательное, недопустимы, справедливо считали еврейские мудрецы. Потому что даже при искреннем желании быть объективным человек подсознательно зависит от своих эмоций. Представляете, друзья, какая дистанция между таким взглядом на жизнь и всеобщим взяточничеством, среди которого мы выросли. Я когда-нибудь напишу о том, как я получил первую взятку и как первую же давал. Нет, сейчас кратко расскажу, как получил, а то вы ещё подумаете, что мой первый миллион я получил в виде взятки.
39 лет назад я проводил музыкальный фестиваль, в котором участвовали коллективы из 9-ти республик. Фестиваль получился по составу участников, его организации, членам жюри очень мощным. Забегая вперёд, скажу, что из-за него меня уволили с работы. То есть за то, что западная музыка вдруг зазвучала на до тех пор спокойной молдавской сцене. Это отдельная история, я ведь обещал кратко.
Я провёл жеребьёвку порядка выступления коллективов, провёл без них – рекламу-то надо было делать заранее. За день до начала стали приезжать коллективы. Ко мне подошёл представитель армянского ансамбля, чьё выступление выпало на первый день. Он подошёл с просьбой перенести его на второй, а ещё лучше на третий конкурсный день фестиваля. Я объяснил, что коллективы распределены не произвольно, что была жеребьёвка, что менять порядок нечестно, и что я это делать не буду. Он достал бутылку армянского коньяка и попытался дать мне её. Я попросил убрать бутылку, поскольку не смогу ему помочь. Тогда он сказал, что эта бутылка никак не связана с его просьбой, раз нельзя, значит, нельзя, он просто привёз её по их обычаю в подарок. Надо сказать, что разговор происходил в приёмной моего кабинета и там кто-то находился. Мне было очень неловко продолжать препираться, я позволил ему оставить бутылку на столе. Что значит, позволил? – не стал активно сопротивляться, Конечно, будь у меня побольше опыта, я бы твёрдо приказал убрать(ся), но… Я ещё раз ему сказал, что ничего не могу для них сделать.
Через несколько часов выяснилось, что два коллектива не приезжают, и одно место во второй день освобождается. Поскольку всё равно какой-нибудь коллектив приходилось перевести с первого дня на второй, (чтобы выровнять число участников), то я с чистой совестью послал за руководителем армянского коллектива и обрадовал его тем, что появилась возможность выполнить его просьбу. При этом я понимал, что он может решить, будто я за бутылку пошёл ему навстречу, удовлетворил их просьбу, но мне казалось, что такое решение справедливо. Я объяснил ему всю ситуацию и показал все изменения в афише. Но он неожиданно отказался от переноса. Я понимал почему: за это время армяне успели побывать на репетициях других коллективов и поняли, что им «ловить» на этом фестивале нечего, что в первый день они ещё как-то будут звучать, а дальше зрители будут их сравнивать с более сильными коллективами. Так произошло с этой взяткой. Мне кажется, что это всё было комично. Хотя уверен: даже невинная бутылка коньяка, которую мы потом с членами жюри распили, не могла не повлиять на мои мысли, направляя их в пользу коньякодателей. Именно поэтому наши мудрецы категорически запретили любую форму взяточничества. Знай я тогда эти правила, не взял бы армянский коньяк, простите тавтологичексий приём, ни за какие деньги. Не далее, как вчера мне предлагали взятку. За сертификат А 1. Вы понимаете, что с его наличием или отсутствием связана порой судьба человека. И тот, кто не может одолеть учёбу, готов пойти на любые расходы и ухищрения, чтобы остаться в Германии. Но сегодня к взяточничеству я отношусь по-еврейски: спокойно и твёрдо дал понять, что «ничего у нас с тобой не получится». А незаконные пути-входы ищут, как правило, наши соотечественник, бывшие жители других стран, в которых процветает взяточничество.
Наши мудрецы подметили, что у взяточника меняется восприятие мира, нарушение правил нравственности меняет его жизненные ориентиры, он часто белое принимает за чёрное. И наоборот. И ещё известно, что часто взяточники заканчивают жизнь всё-таки в бедности. Которая следует, как правило, за тюрьмой и конфискацией имущества. Ладно, давайте перейдём к нашим закромам.
Начнём традиционно с Бохума. Григорий Айзенберг с женой Софией Павлоцкой прислали материал об Авигдоре Либермане. Вы встретите здесь неизвестные вам факты.
http://avigdorliberman.info/biography
Ехиль Белиловский (Оберхаузен) прислал мнение нееврея об Израиле и о нашем народе.
http://blogs.korrespondent.net/journalists/print/lanbrame/a59846
Инна Белиловская (тот же Оберхаузен) поделилась радостью встречи с Саней Кроиторм. Уже по фамилии можно определить, что он из молдавских евреев. Он скрипач – виртуоз. Его скрипка имеет неповторимый голос. Послушайте!
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=RmVb5MQW6xs#!
Нахман Левит из Торонто прислал работы еврея – ювелира Иосифа Маршака. Полюбуйтесь, пожалуйста!
http://tanjand.livejournal.com/212041.html
Наталья Шнайдман из Дюйсбурга прислала материал о человеке, который убежал из СССР, прыгнув с борта теплохода. Вы понимаете, друзья, что мы не можем объять необъятное. И не стал бы я включать этот материал в рассылку, несмотря даже на то, что конец жизни герой провёл в Израиле. Просто, у нас в общине есть Юрий Рябов, который совершил прыжок на Запад за 8 лет до героя этого фильма. Я об этом писал в «Делете». И хотя он провёл не три дня в океане, что является безусловно подвигом, он по смелости ничем не уступает Курилову. Впрочем, смотрите.

http://www.youtube.com/watch?v=mdLP3pPpxQA&feature=youtu.be

Ну и поскольку ссылок сегодня меньше обычного, давайте посмотрим фильм, придержанный мною специально для такого случая. Его прислали Л. Айзенберг и С.Ппавлоцкая. Это спектакль «Смешанные чувства» с прекрасной игрой двух известных актёров: Геннадия Хазанова и Инна Чурикова. Спектаклю этому дет 10. Вы увидите в титрах посвящение . это вторая жена режиссёра Леонида Трушкина, рано ушедшая из жизни. Почему я вспоминаю об этом? Потому что посвящение не случайно – действуют в нём вдова и вдовец. Вы обратите, конечно, внимание на то, что в пьесе звучат еврейские имена и фамилии. Правда, никак не могу понять, почему? – с еврейством тема никак не связана. Посмотрите, не пожалеете!
 Smeshannye.chuvstva.2012.XviD.IPTVRip.fartuna158.avi
Всё, пора прощаться. Всего на одну неделю. На, примерно, 10 тысяч минут. Пусть они для вас будут наполнены восприятием полной жизни!
Ваш
Лев Шварцман

Keine Kommentare: