Freitag, 25. September 2009

Jom-Kipur

Шалом, друзья!

 

Перехожу сразу к наступающей неделе. Она начинается с главного еврейского дня в году – с Йом-Кипура. В эти сутки весь еврейский мир един. Полагаю, что в этот день наибольшое количество евреев чувствует себя ими. Мудрецы говорили, что если все евреи в мире две Субботы подряд будут отмечать Шаббат, то в мир придёт мессия. Такое количество евреев, как в

 

Йом-Кипур,

 

повторяю, не прикасается к Традиции. Но всё равно это делают не все евреи. К сожалению. И отсутствием практики не надо ссылаться.  Ведь для соблюдения народных правил нужно просто желание. Хоть символически, хоть в самом минимуме соблюсти. И пост в этом минимуме обязателен. Тот, кто по медицинским показаниям, может получить от вред от этой акции, освобождается от него. Не хочу говорить о себе, но я таким освобождением пренебрегаю. Сообщаю это не для того, чтобы поставить себя кому-то в пример, боже упаси! – просто хочу сказать, что НЕ МОГУ в этот день есть. Это не поза, не фанатизм, не должностная обязанность, я вправду не могу нарушить эту заповедь. Что за этим стоит? – не знаю, но когда я думаю о том, что все поколения моих соплеменников придерживались запретов этого дня, то поневоле получается, что я с теми, кто постится. В физическом смысле, наверное, смог бы себя заставить прикоснуться к пище, но никогда не стану этого делать. И при этом выражение «не могу» будет продолжать оставаться самым подходящим.

 25 часов не едят, не пьют, не умываются, не следят за своей внешностью, мужчины не бреются... Сказал о внешности и вспомнил анекдот, в котором интересная женщина говорит подруге, что она решила месяц не пользоваться косметикой, чтобы отдохнуть от противозачаточных таблеток. Один день в году никому не помешает отдохнуть от даже малейших забот о своей внешности. Вернее, о своём теле, этот день надо концентрироваться на душевных переживаниях. Люди религиозные знают, что в этот день произойдёт утверждение приговора, который выносит Создатель в Рош-а-Шана. Секулярные люди в эти дни проводят суд совести. В любом случае Йом-Кипур – вершина Традиции по сверке своей жизни с правилами, выработанными опять же иудаизмом. Йом-Кипру – это камертон нравственности.

Как мы бкудем его отмечать в общине? В воскресенье мы встретимся..., да, в очередной раз в «Делете» произошла накладка: в перечне мероприятий указано время 18 часов, а в рекламе праздника – 17. Досадное недоразумение, но не смертельное. Пока соберёмся, пока разместимся, будет уже 18 часов.

Что нас ждёт? Во-первых, трапеза перед постом. Это значит, что мы должны захватить с собой что-то съестное. Ужин должен быть не особенно плотным. Община примет посильное участие в подготовке застолья, так что, кто забредёт без выполнения высказанного выше пожелания, сможет тоже «оффостн» - не переводится это выражение, «войти в пост», что ли. Вообще, мне нравится атмосфера на наших вечерах с трапезой – все угощают друг друга, ненавязчиво делают так, чтоы никто не чувствовали себя неуютно.

Мне кажется, что мы в отношении поста в выигрыше по сравнению, скажем, с мусульманами: у них месяц, у нас всего день, у них, по-моему, не очень полезный для здоровья обильный ужин после голодного дня, у нас такая процедура предусмотрена всего один раз. Но и мы, и они, как и все религии, имеющие посты, на себе переживаем то, что чувствуют голодные люди. И это, во-первых, должно стимулировать в нас чувство справедливости по отношению к тем, кто не может заработать себе на хлеб, а значит, оказание им помощи, во-вторых, напоминать нам, что мы все, люди и животные, одинаковы в своих простейших желаниях, желание есть и пить среди которых – непременное условие жизни.

Мне кажется, что 25 часов продержаться без питания можно достаточно легко – всё зависит от установки. Конечно, есть люди, которые не могут выносить голод даже в течение нескольких часов – таким надо продержаться сколько смогут. Чтобы быть вместе со всем народом.

Что мы будем делать после трапезы? Мы проводим этот день впервые вместе, но Традиция отшлифована тысячелетиями. Конечно, мы не сможем соблюсти её полностью, но прикоснуться к ней мы опять таки обязаны. Поможет нам в этом Моше Навон, русскоязычный раввин и его жена Мириам. Я думаю, что в прошлые выходные у нас состоялся двойной праздник – сам Рош-а-Шана и первое присутствие раввина. Традиция учит, что слова, обращённые к Богу, тексты песен и пиютов должны пониматься людьми. Что толку, если мы будем общаться, не понимая друг друга? Поэтому русский язык в устах раввина – это большая ценность для нас. Да и Моше Навон в Рош-а-Шана проявил в полной мере свою либеральность: его шутки, рассказы  украсили праздник. На сей раз у нас будет, наверняка, больше времени для общения с ним. Помню, как мне пришлось в самом начале 90-х годов поехать в Тирасполь на похороны товарища по еврейскому движению. На погребении был раввин из Кишинёва. Тираспольские евреи никогда не видели раввина – советская власть хозяйничала здесь к тому времени уже 70 лет. Огромная толпа собралась вокруг раввина, на него хотели посмотреть, к нему хотели прикоснуться, услышать его голос. Я думаю, что элементы такой первозданности присутствуют и в связи с приездом раввина в нашу общину. Меня, например, распирало чувство радости: у на нас празднике либеральный раввин!

Полагаю, что у нас будет время для разговора с ним в этот вечер. Да и тему беседы мы найдём. Напомню ещё, что Йом-Кипур – день поминовения покойных. Наши родителм, другие родные и близкие ДОЛЖНЫ быть помянуты в этот день. У нас пока  нет свитка Торы, поэтому в понедельник мы не сможем собраться для Изкора, но вечером накануне заупокойный кадиш  мы ОБЯЗАНЫ прослушать и сказать его с помощью раввина.

В понедельник пост. И конечно, нельзя работать. Надо выполнить и эту заповедь. А вечером в понедельник – праздничный ужин. Начинается веселье по поводу того, что мы записаны в Книгу Жизни на весь наступивший год.

 Кстати, переедать на этом ужине не следует, конечно. Мы всегда приходили в Йом-Кипур к маме. Я являлся с работы, правда,  последние 20 лет – из синагоги. Мама подносила всем, кто постился стакан чаю со сладким печеньем. Точно по-немецки. Она говорила, что так можно избежать неприятностей, связанных с перееданием после голодного дня.

Непередаваемое чувство – праздничный ужин, после голодного, небритого, нелёгкого, непривычного дня. Все желает друг другу сладкого и здорового года: «А гит юр!» Вот я и говорю вам всем, дорогие: «А гит юр! Хорошего года!»

Но до этого момента есть ещё встреча «При свечах» в пятницу (17.30). Есть концерт хора «Рина» в субботу в Унне. Есть клуб «Spigel» с Карин Хайм в субботу (16.00).  Есть желание всё успеть и всё охватить. Приходите в общину, друзья! Она – для вас!

 

И ещё два слова - про «Делет». Газета должна была выйти к концу месяца и содержать, естественно, информацию о мероприятиях октября. Не получилось – её ответственный секретарь, Марина Бзовая, уехала неожиданно (для меня) в командировку в США. Так что нам пока остаётся один способ передачи информации – эта рассылка и ... «цыганская почта». Вот и прошу передать всех всем, что 3 октября в помещении общины состоится праздник Суккот. Что делать, если

 

Наша жизнь событьями богата,

Праздников не счесть в календаре,
Отмечаем радостные даты,

Мы в июне, марте, сентябре...

 

Дальше шёл советский текст «Чествуем мы с вами всенародно, труженников малых и больших...»

У нас цикл осенних праздников продлится ещё много времени. Но 3 октября в 17 часов мы собираемся, чтобы отметить, повторяю, Суккот. Это очень весёлый праздник: мы опять булдем есть, пить вино, танцевать, играть и дурачиться. Одно пожелание: надо записываться, друзья. На Рош-а-Шана чуть не случилась большая неприятность – приди ещё человек 5 – 10, и нам некуда было бы их посадить. В общем, надо записываться.

 

Других мероприятий на следующей неделе не будет: мы начинаем активно заниматься ремонтом нового помещения – это сегодня для нас самое важное. Очень хочу, чтобы наступивший год мы провели весело, полезно и дружно в новом помещении общины «Перуш»! Чтобы нам там было уютно, комфортно и радостно!

 

Ваш Лев Шварцман

 

Keine Kommentare: