Freitag, 22. Juni 2012

Kopax 5772

Шалом, друзья!
Так и хочется запеть: «Не думай о неделях свысока…» Уже и они свистят, как пули, у виска…. Чем старше, тем быстрее бег времени. Ничего не поделаешь, будем философами, если не получается жить размеренно и не спеша. Но есть приятные остановки – одна из них – «Хава». На сей раз её прислал Ехиль Белиловский. В моей коллекции она отстутствовала. Теперь есть. Наслаждайтесь и вы!
http://www.youtube.com/watch?v=1QkSCd2VrI0&feature=relmfu
Сразу перейдём к недельной главе. Для этого «включимся» в раздел
БУДЕТ ВСЕГДА
и обратимся к событиям раздела книги Бемидбар (В пустыне)
«Корах»
Это – имя, перевода не требуется. Хотя, конечно, каждое имя имеет значение и историю. Но привожу краткое содержание главы.
Корах при содействии Датана и Авирама - давних врагов Моше - поднимает бунт, оспаривая лидерство Моше и первосвященство Аарона. К нему присоединяются 250 виднейших лидеров общины, которые приносят священное воскурение, чтобы подтвердить свою пригодность к священнослужению. Земля разверзается и поглощает бунтовщиков, а небесный огонь сжигает их воскурения. Среди евреев вслед за этим разражается эпидемия, которую Аарону удаётся остановить. Посох Ааарона расцветает и приносит плоды миндаля в качестве знака о том, что его первосвященство предопределено Свыше. Всевышний даёт заповедь об отделении трумы, части урожая зерна, вина и масла, а также первенцев скота в пользу коэнов.
В прошлые годы мы более ни менее подробно рассуждали о природе бунта человека, о роли женщины в судьбе мужа. Всё это рассуждалось на фоне восстания Кораха. Напомню, Тора говорит о том, что его поглотила земля. Ничего невероятного в этом нет, землетрясения с трещинами в земной коре происходили всегда. А то, что это случилось тогда, когда должно было последовать наказание, это уже дело веры или неверия. Я о другом. Сыновья Кораха не пострадали от этого землетрясения. Если землетрясение было божественного происхождения, то возникает вопрос: почему Всевышний их помиловал? Или зададим вопрос по-другому: если не верить удивительным совпадениям, то почему Моисей их простил? А потому что они понимали неправоту отца. То есть три Павлика Морозова древности, хоть и не «заложили» своего отца, но всё равно были не на его стороне. Мне вообще история с Павликом Морозовым представляется не такой простой, как её выдают в постсоветское время. Да и в советское не все считали Павлика героем, как сегодня не все полагают, что он, предав отца, поступил неправильно. Я, как вы понимаете, всегда был врагом советской власти, меня нельзя упрекнуть в симпатиях к ней. Предупреждаю об этом, потому что через несколько строк вам сможет показаться обратное. Вы понимаете, что убеждения Павлика Морозова были искренними. Пусть он ошибался, но ему было всего 13 лет. Я не хочу касаться сути многочисленных версий того, что произошло в 1932 году в деревне Герасимовка на Урале. К слову говоря, мне довелось там быть – но вот с людьми поговорить не получилось. Сегодня правды уже никто не узнает: то ли было так, как излагала советская власть и мальчик предал отца – врага советской власти, кстати, бывшего председателя сельсовета. То ли выступил против отца – гуляки и пьяницы. Для нас это безразлично, нам важно, что Павлик имел другие взгляды, чем его отец. Как дети Кораха. И нам всё равно, повторяю, был ли отец против того, чтобы Павлик шёл в пионеры, то ли мстил Павлик за порушенное детство. Ведь отец бросил жену с четырьмя детьми, ушёл к другой женщине и продолжая избивать бывших членов своей семьи. Предположим, повторяю, что советская версия верна. Так почему Павлик не имел права действовать согласно убеждениям? Только потому что его врагами оказались родственники? Тогда я спрошу, как должны были относиться дети нацистских преступников к своим отцам? Осудив их, они тоже стали предателями? Сыновья Кораха с самого начала знали, что их отец неправ в своей зависти к Моисею, в желании свергнуть его. Однажды он зашёл к ним в шатёр, и они не знали, как поступить: приветствовать гостя, вызвав тем самым гнев отца, или вести себя вызывающи, вопреки своим взглядам? Они выбрали второй путь. Как Павлик. Правда, их простили. А Павлика Морозова родственники зарезали ножом.
После казни отца сыновья Кораха полностью перешли на сторону Моисея, и в этом тоже было его поражение. Они не могли вслух осудить отца, но Моисей и не требовал от них этого. Как видим, он был деликатен. Прошло время, сыновья Кораха написали несколько псалмов, рассказывающих о ситуации с бунтом отца. В одном из них они писали, что от человека, который выбирает в жизни неправильный путь, не остаётся ничего. Как об их отце. Ничего хорошего не осталось - память о нём и у того поколения, и у последующих негативна. Если бы Павел Морозов остался жить, он бы мог сказать о своём отце – алкоголике и воре то же самое. Кстати, сегодня пионеру – герою было бы всего 94 года. А мать его умерла в 1983-м году. Конечно, нельзя сравнивать родственников Павлика и Кораха – повторяю: Павлика зверски зарезали ножом, вместе с его 8-летним (!) братом. Только этот факт говорит о том, с кем ему пришлось иметь дело. Я не исключаю, что зарезал их кто-то другой (есть совершенно немыслимая версия, будто руку приложили чекисты, чтобы спровоцировать репрессивную кампанию против крестьянства), но не исключаю, что это были всё-таки родственники – пропойцы. У Кораха были другие мотивы: неудовлетворённость своим положением, жажда власти, зависть. Но его сыновья это понимали и были против отца. С мальчиком из 20-го века их объединяет принципиальность и последовательность. А это вызывает уважение. Конечно, яблоко от яблони, как говорится, совсем рядышком падает, но бывает, что на яблоне растут совсем другие фрукты.
Я не отрицаю, что тема «Противостояние отца и детей» могла бы стать темой встречи нашего дискуссионного клуба. Если такое произойдёт, я буду на стороне тех, кто выступит против родителей. Которых надо уважать. Надо только, чтобы было за что уважать. Кораха было за что уважать, но и было за что осуждать. Уроки Торы актуальны и через века. Расстанемся на этом с нашей темой и перейдём к тому,
ЧТО БЫЛО
Многочисленной была встреча Субботы «При свечах». Мы пели песни, ели, беседовали, и всё это при свечах. И при хорошем настроении. Разговоры распались на несколько очагов, что неудивительно при количестве говорящих более семи (по Солоухину). Но это не имеет значения – важно, что беседовали люди с увлечением.
На следующий день состоялась долгожданная поездка коллективов хора и театра, обещанная им в их пятилетние юбилеи. Напомню, что совершенно случайно премьера спектакля «Весёлая свадьба» и первое выступление хора прошли в один и тот же день, правда, с разницей в год. И хотя их история началась ранее премьер – для хора на месяц, для театра – на 15 месяцев, пятилетия мы отмечали в годовщину премьер. Поэтому они моложе самих себя. Но это не важно, важно, что обещание выполнено. Хор долгое время не мог выбрать, куда ему поехать. Демократия в таких случая не очень эффективна. Тогда я принял волевое решение – поездка будет в Аахен. И кажется, не ошибся – всем понравилось. По-крайней мере, недовольств не довелось услышать. Аахен – красивый город, Моншау, куда мы тоже заехали, вообще городок – сказка. Леонид Раевский, а мы именно в его турбюро обратились, в рекомендациях не нуждается – рассказчик он отменный. Конечно же, был запланирован и пикник, но Светлана Николаевна Хардер, решила в этой поездке отметить день рождения. Традиция праздновать дни рождения давно уже прижилась в хоре, чувствующим себя одной семьёй (не могу не сказать, что в этой семье, как в любой нормальной, нет проблем, но вот уродов там я точно не замечал). Да и в театре дни рождения иногда мешают проведению полноценных репетиций. Светлана Хардер всё рассчитала правильно – такого дня рождения в коллективе хора никто ещё не имел. На свежем воздухе, большим табором, с песнями, шутками… Ещё раз удивляюсь предложенному ею угощению: всё было вкусно, всего было много. В общем, хочу верить, что этот выезд запомнится всем надолго. Уже есть планы совершать следующую поездку. Куда и когда – говорить рано. Она будет на сей раз не только для участников самодеятельности, а для всех желающих. Членам общины будет, само собой, зелёный свет.
В воскресенье был клуб «Spiegel». Карин начала новый цикл рассказов – об еврейской Германии она нам уже рассказала, теперь говорим о немецкой Германии. Начала она с Земли Нижняя Саксония. Рассказ был интересен. Дальше – больше: на очереди Бавария. Кода придёт её очередь, будет в следующем номере «Делета». А выйдет он к сентябрю, то есть к завершению каникулярного времени. Но до тех пор ещё далеко, поговорим о том, что ждёт нас в самое ближайшее время.
Трудно писать о том, что читателю известно. Да ещё с видом открытия. Ведь вы уже назубок знаете, друзья, что в пятницу «При свечах»? (На зубок лучше попробовать наше угощение). Так зачем опять писать об этом? Но дело в том, что эти письма были когда-то задуманы как напоминание о наших мероприятиях. Когда практически не было ещё еженедельных мероприятий, когда от газеты к газете, то есть за месяц, забывалось, что проанонсировано. А теперь «Делет» выходит вообще с интервалом в два месяца. Я поражаюсь, как удавалось на протяжении нескольких лет выпускать газету ежемесячно. Но из песни нот не выбросишь. Поэтому и напоминаю. В общем, в пятницу в 18 часов собираемся, чтобы со всем еврейским народом исполнить заповедь встречи субботы. Кто не собирается, я не виноват…
В субботу в нашем помещении большой праздник – завершающий утренник русской школы «Кенгу.РУ». Это мероприятие – традиционное. Правда, всякий раз оно проходит по-разному, поглядим, что на сей раз подготовила Ирина Антоновна Рябченко и другие преподаватели? И чего достигли дети, конечно? Не знаю, надо ли сообщать о времени начала, ведь неизвестно, сколько придёт родителей и как будет с местами? Но ладно, если кто-то непременно захочет присутствовать, место найдётся: первый утренник в 12 часов, второй – в 14. Потом в школе будут каникулы, как всегда до сентября. До 1-го. Записываться можно уже сейчас. Считаю, что школа даёт немало тем, кто хочет не потерять русский язык в своей семье, у своих потомков. Кто хочет эстетически развивать своих детей, ведь они здесь занимаются балетом, поют, рисуют, играют в подвижные, простите за тавтологию, игры. Кроме того, мы планируем начать новый учебный год необычно. Поэтому можно уже записываться. По телефону 0208 – 78 22 986
В воскресенье Елена банд планирует провести экскурсию по Дюссельдорфу. Идея при этом была такая: мы живём рядом с этим городам – красавцем, а знаем о нём непростительно мало. Даже не в незнании дело – просто провести в выходной несколько часов в красивом городе совсем неплохо. Но и информации, наверное, Елена, профессиональный экскурсовод из Москвы, подкопила немало. Для тех, кто со мной согласен, говорю: сбор в дюссельдорфе на вокзале в 10 часов. У информационного бюро. Проезд бесплатный, экскурсия бесплатная, если захватите с собой бутерброды, то и за них не придётся платить. Гуляй… не, хочу!


> Ещё в воскресенье в 15 часов Ликбез.
> Еврейский, конечно. Хотя присутствовать на нём
> моут и неевреи. Если им интересно. А там
> бывает интересно. Потому что иудаизм
> настолько глубок и интересен, что даже если не
> можешь интересно рассказывать, всё
> равно получится интересно. Кстати, ходили и
> ходят действительно не только евреи.
> Получается, что им интересней, чем тем евреям,
> которые не ходят. А не ходят они к 15
> часам. Это для тех, кто всё-таки захочет прийти.


Перехожу к тому,


ЧТО ЕСТЬ.
Не в смысле бутербродов, с ними мы уже всё выяснили, а в смысле того, что имеется в ваших письмах. Заглядываю…
Как всегда активен Леонид Айзенберг из Бохума. (Вспомнил вдруг, что много лет назад в наши края приезжала сборная команда КВН. На встрече в разминке, которую проводил Масляков, какая-то девушка, подчеркнув, что она из Бохума, задала какой-то вопрос. На который Леонид Купридо, тот что с Андреем Чивуриным подсчитывает очки, выстрелил таким ответом: «А Бохум его знает!»). Леонид, не Купридо, а Айзенберг, прислал любопытную ссылку. Посмотрите и позавидуйте этому городу солнца.
http://macos.livejournal.com/724492.html
После благостного материала посмотрим ещё одну ссылку, присланную тем же корреспондентом, Леонидом Айзенбергом. Вернее, не посмотрим, а почитаем. А читать есть что. В статье - одна из самых острых проблем сегодняшнего дня. В статье – правда о так называемой политкорректности..
http://www.maof.rjews.net/actual/13-2009-07-21-16-52-07/27164-2012-06-07-15-13-46
В заключение ссылка, которой можно пользоваться бесконечно. Здесь масса фильмов и прочего материала на наши темы. Прислал её Ехиль Белиловский (Оберхаузен) = с его «Хавы» я начал это письмо.
http://www.netzulim.org/FilmDay/List.html

Теперь я за вас спокоен – без дела не останетесь. Засим прощаюсь. Шаббат шалом!
Всегда ваш
Лев Шварцман
П. С. Не планируйте на 8 июля никаких мероприятий – в общине будет выступать музыкальный коллектив еврейской музыки профессора Игоря Эпштейна. Подробности - следующим письмом.

Keine Kommentare: